Партнеры Живи добром

Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?


Итальянское искусство конца XVI – XVII веков характеризуется соперничеством нескольких школ живописи: Болонской, Римской и Флорентийской, а также возникновением такого нового направления как академизм. Его сущность заключается в подражании лучшим традициям античного искусства, где за идеал красоты бралось творчество Рафаэля.

Палаццо Фарнезе - Академия Карраччи.jpg

Центром научного академизма по праву можно считать Болонью. Здесь в 1585 году тремя художниками-двоюродными братьями Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи была создана мастерская, выросшая впоследствии в Академию. В ней воспитывались мастера с новым видением живописи. "Академия вступивших на правильный путь" — такое название носило заведение братьев Карраччи — также имела значение упорядоченной системы художественного образования. Основное внимание при обучении здесь уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Но большое значение придавалось и общему развитию учеников: преподавались теоретические курсы истории, мифологии и анатомии.

Ярким представителем Болонской школы живописи, а после смерти Лодовико Карраччи в 1619 году и ее главой считается Гвидо Рени. Это автор таких известных произведений, как «Похищение Европы», «Святой Иероним и ангел», «Сусанна и старцы», «Избиение младенцев» и многих других.

Сусанна и старцы.jpg

Творчество Рени проявляет все стороны классического академизма: безупречную технику, акцент на фигуры, прекрасные тела, гармоническое равновесие всех элементов картины: света, цвета, рисунка и композиции, эффектные сюжеты из античной и христианской мифологии. Биография Рени, как и многих других художников высокого стиля Барокко, известна потомкам по трудам Карло Чезаре Мальвазия, итальянского ученого и историка искусств.

Рени Гвидо портрет.jpg

Гвидо Рени родился 4 ноября 1575 года в Болонье в семье Даниэле Рени и Джиневры де Поцци. С 9 до 20 лет обучался у фламандского художника Дениса Кальварта, затем еще 3 года учился в Академии братьев Карраччи.

По работе молодой мастер едет с Аннибале Карраччи в Рим, где в основном занимается художественным оформлением фресок. Пользуется покровительством таких высокопоставленных лиц, как, например, кардинал Сфондрати и семья Боргезе. В 1614 году по разным причинам (недовольство оплатой работ, зависть и преследование коллег) он возвращается в Болонью и с этого времени проживает на родине. После тяжелого десятилетнего периода депрессии и серьезного увлечения азартными играми изменяется художественная манера письма мастера: в его работах появляется тонкость линий, схематизм рисунка, бледность, даже прозрачность красок. Изображения кажутся сентиментальными и излишне идеализированными. Умирает художник 18 августа 1642 года.

проказник Бахус.jpg

Отношение к самому явлению академизма и его представителям изменилось с течением времени. Во-первых, понятие «академизм» сейчас используют при описании работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств. Во-вторых, вкладывают в сущность академического изображения не сюжет картины и идеальную технику ее написания, а подражание слабым сторонам античных художников. Мастеров-академистов, в том числе и Рени, обвиняют в излишней холодности, отсутствии жизни на картинах. Творчество художников-академистов считают скучным и чересчур претенциозным.

Без сомнения это не так. Академизм — это некое продолжение античного искусства, вершина живописи с безупречным техническим воплощением и определенными нормами красоты. Гвидо Рени ярчайший представитель этого направления.


Мария Игумнова



 

Рекомендуем

Никита Михалков. «Кино – это диагноз».
Госпожа удача «Белого солнца пустыни»
Станислав Ежи Лец и его «Непричесанные мысли»
“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре
День 3. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Как герой, столь славный своею мудростью, неистов стал от любви
Александр Петрович Сумароков: «Друг российскому народу»
Кино. Классика. "Английский пациент"
Ликбез: ТОП-5 горнолыжных курортов мира
Исполнительница недели. ZAZ