Тэдзука Осаму. Большой японский жук
Япония, 1945 год. Страна все еще находится в состоянии войны, большие города пустуют, многие люди эвакуированы. В кинотеатре города Осака показывают анимационный фильм Momotarou: Umi no Shinpei. В зале совсем немного зрителей, но один, юноша 17 лет, смотрит на экран, замерев от восторга и раздирающих его эмоций. Много позже, получив мировую известность, уже взрослый мужчина вспомнит эту картину еще раз: «Я находился в холодном кинотеатре Сётикудза, непонятным образом уцелевшим после бомбёжек, и смотрел фильм. Я смотрел и был поражён настолько, что начал плакать. Тогда я поклялся, что когда-нибудь создам собственные анимационные фильмы». Так, еще не подозревая о том, Тэдзука Осаму принял поворотное решение в своей жизни и ступил на путь, который под конец жизни привел его к прозвищу «Бог манги» и созданию огромной независимой мультипликационной студии.
Тэдзуки Осаму родился в 1928 году в городе Тоёнака. Его семья и он сам вышли из японской интеллигенции, мальчик рос в атмосфере симбиоза японской и мировой культуры. Особое влияние на ребенка оказали американское и российское искусства: Тэдзуки часто смотрел анимацию Уолта Диснея, любил русскую живопись начала XX века, Достоевского и Толстого. Кроме того, отец мальчика всерьез увлекался кинематографом, у них дома даже стоял кинопроектор – практически раритет для послевоенной Японии. Мать Тэдзуки ценила актерскую игру другого рода – она была поклонницей театров, в особенности одного, Такарадзука – фантастической театральной труппы, которая в своих выступлениях сочетала традиции японской культуры с феерией и блеском бродвейских шоу. Так мальчик и рос в атмосфере нескончаемых историй. Дитя нескольких культур, он впитал увлечения обоих родителей. Немного погодя, Тэдзуки прибавил к ним свои: энтомологию и рисование. Для создания профессионального псевдонима мальчик просто добавил к своему имени иероглиф «муси» - «насекомое». Случилось это еще в девятилетнем возрасте: Тэдзуки обнаружил в книге высказывание «осамуси» (жужелица), которое дословно переводится как «большой жук». Рисовать Тэдзуки начал рано. Родители относились к его увлечению снисходительно и всячески ему помогали, отец надеялся, что мальчик рано или поздно пойдет по его стопам и станет врачом. У этой надежды были основания: в 1958 году юноша закончил медицинский факультет, а в 1961 защитил докторскую, но к врачебной практике он так никогда и не приступит. После памятного похода в кинотеатр, Тэдзуки Осаму раз и навсегда определился с выбором профессии. Уже в 1946 году юноша дебютирует в газете «Mainichi» с четырехрисуночной мангой «Дневник малышки Ма», не слишком примечательной для того времени. Но всего через год имя Тэдзуки Осаму прогремело на всю Осаку: вышла его манга «Новый остров сокровищ». Сюжет был придуман Сакай Ситимой, но своим успехом она благодарна не ему, а новой графической технике. Тэдзука активно использовал кинематографические приемы: необычные ракурсы, перспективы, планы, звуковые эффекты. Манга состояла из 200 страниц (до него комиксы писались на 10-20 страниц максимум), все они были связаны одним сюжетом. Книга разошлась тиражом в 400000 экземпляров, невиданным для послевоенной разоренной Японии. После этого мангак начал получать множественные заказы от различных издательств: он принимает их все и создает новые и новые комиксы.
В 1952 году Тэдзука переехал в Токио. Там, теснее узнав киноиндустрию и мир анимации, мангак был совершенно разочарован тем, что японская анимация не вызывала такого интереса у отечественного зрителя, каким злоупотребляла анимация американская: мультфильмы получались недостаточно качественными. Желая изменить сложившуюся ситуацию, в 1961 году Тэдзуки создает анимационную студию «Mushi Productions» и уже через 2 года взрывает ТВ-индустрию сериалом «Могучий Атом», который выходил на протяжении трех лет. Этот сериал вызвал невероятную реакцию: началась массовая экранизация длинных комиксов. В 1964 год «Могучий Атом» получил свое широкоэкранное продолжение- первый в истории аниме полнометражный фильм. Под конец жизни Тэдзука создает еще сотни различных произведений, среди которых авторское восприятие биографии Будды в комиксах и детективная манга, где каждая глава, так или иначе, перекликалась с рядом зарубежных литературных произведений (в том числе русских: «Ревизор», «На дне»).
Тэдзука Осаму умер в 1989 году от рака желудка. От болезни он довольно быстро облысел и последние годы жизни всегда носил берет, превратив простой головной убор в традиционную «фишку» мангак. Что вдохновившийся фильмом, просмотренным во время войны, мальчик преподнёс в искусство японской анимации? Во-первых, Тэдзука кардинально изменил саму художественную структуру манги путем усложнения сюжетной линии произведения: теперь они занимали намного больше места, выходили не просто страницы в журналах, а целые книги. Во-вторых, Осаму добавил в комиксы новые технические приемы: перспективу, различные ракурсы, планы, звуковые эффекты, записанные буквами… Его творческая самоотдача сделала его бессмертным в умах миллионов людей и принесла ему прозвище «Бог манги»: за всю свою жизнь Тэдзуки издал около 500 произведений на 150 тысячах страниц. В 1997 была учреждена премия в области искусства манги, названная его именем.
Захарова Ирина
|
Рекомендуем |