Партнеры Живи добром

Александр Зацепин: легенда советской песни


Если музыка из фильма уходит в народ, то он уже наполовину успешен.  «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев» - песни и музыкальные темы из этих и многих других советских картин давно стали классикой. Бессмертные хиты отечественной эстрады - «Этот мир придуман не нами», «Ищу тебя» - и по сей день звучат из динамиков радио и ТВ. Знакомые нам с детства произведения, яркие и радостные,  создал талантливый композитор Александр Зацепин.  10 марта Александру Сергеевичу исполняется 89 лет.


Маленький Саша мог выбрать любой путь и стремился попробовать себя во всем. Многим своим интересам будущий композитор находил практическое применение: увлекшись акробатикой и достигнув успехов в ней, он чуть было не стал цирковым гимнастом, навыки тракториста пригодились в колхозе, а занятия радиотехникой впоследствии привели к созданию собственной уникальной студии звукозаписи. За что бы ни брался юный талант, все ему удавалось с успехом, все делалось с удовольствием!


Александр Зацепин


Музыке же было отведено особое место. Еще в школе Александр начал играть в небольшом джаз-бенде, исполняя популярные мелодии того времени. В студенческие годы музыка поглощала львиную долю времени, а потому учебой в инженерном институте пришлось пренебречь. Да и не до учебников стало – началась война, молодого музыканта призвали в армию и определили в военное училище. Тут-то и раскрылись многочисленные творческие навыки Александра Сергеевича: во время службы он успел поработать киномехаником, освоить аккордеон и кларнет, а позже и балалайку.


Проявив себя в оркестре, Зацепин получил приглашение на гастроли с Новосибирской филармонией. Однажды концертная бригада приехала в Алма-Ату, где Зацепин продемонстрировал свои работы в местном музыкальном училище. Его профессионализм был оценен настолько высоко, что ему порекомендовали поступать сразу в консерваторию: «С вашей подготовкой вас примут!». И он поступил. Именно в Алма-Ате начались первые серьезные успехи Александра Зацепина как композитора: его песни начали звучать по радио, а в 1956 году была написана музыка к картине «Наш милый доктор» Айманова. 


Однако путь к известности оказался извилист. Переезжая в Москву, Зацепин столкнулся с жилищными проблемами, да и с работой не всегда везло. Всесоюзную славу Александру Сергеевичу принес случай. Режиссер Леонид Гайдай находился в поиске музыканта для работы над фильмом «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», когда ему прислали песни Зацепина. Мэтр сомневался, сможет ли музыкант сладить с его стилем и написать эксцентричную музыку. Тогда Иван Пырьев, худрук «Мосфильма», сказал: «Леня, он чувствует твое изображение». Так, в 1965 году с выходом фильма и сложился незаурядный творческий тандем Гайдай-Зацепин. Позже к нему присоединился поэт Леонид Дербенев, в соавторстве с которым Зацепин создал десятки прекрасных песен.


Александр Зацепин


Примечательно, что режиссер и композитор не всегда находили общий язык. Для эпизода прогулки Шурика и Нины в «Кавказской пленнице» Гайдаю понадобилась такая песня, которую бы смогли подхватить в народе. Кому как не Александру Сергеевичу справиться с этой задачей! Он сочинил аж пять мелодий на выбор Леонида Иовича, а третьей из них был мотив на всеми любимую «Песенку о медведях». Александр Зацепин написал Гайдаю: «Если ни одна из них не подойдет, я ни на что не годен. Можете звать другого композитора». Удивительно, но Гайдай ответил, что придется приглашать другого автора. К счастью, вмешался Пырьев, отправив Зацепина и Дербенева прямиком на съемочную площадку, Дербенев написал слова к музыке - и песня «заиграла» в фильме. Уже после выхода картины, режиссер сознался: «Я слышал, как песню поют на улице…». Дальнейшее их сотрудничество явило миру такие шедевры, как "Бриллиантовая рука" (1969), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973),  "Спортлото-82" (1982) и другие.


В то время произошла счастливая встреча композитора с Аллой Пугачевой, находившейся тогда еще на заре своей славы. Вместе они создали десятки шлягеров, среди которых «До свиданья, лето», «Волшебник-недоучка», «Этот мир придуман не нами», «Куда уходит детство?» и многие другие. После выхода фильма «Женщина, которая поет» Пугачева ушла от музыканта – что-то разладилось в их отношениях. 


Молва о таланте композитора пронеслась и за границей, правда, по достоинству он так и не был оценен. Зацепин написал музыку к советско-итальянскому фильму «Красная палатка» с Шоном Коннери и Клаудией Кардинале в главных ролях. В итоге, проект переозвучили, не согласовав действия с Александром Сергеевичем, и лишь потому, что режиссер хотел внушительных кассовых сборов, а имя Зацепина в титрах ничего бы не сказало западному зрителю. Позже его пригласили работать в Голливуд. В 80-е годы советская власть не терпела попыток творить на территории идеологического врага: в СССР не могло идти речи о возможности заключить контракт с американцами. Так Зацепин лишился шанса добиться известности во всем мире.


Александр Зацепин


Оставалось только бежать. К большому сожалению, уехав в Париж, Александр Сергеевич надолго пропал с музыкального олимпа. Когда композитора спросили, куда делась его музыка, он ответил: «А куда делось само кино в 90-е годы? Режиссеров не стало. Поэтов не стало».


Сегодня Александр Зацепин живет на две страны. Несмотря на почтенный возраст, работа для композитора по сей день стоит на первом месте: в последние годы Александр Сергеевич все больше времени проводит в России, много пишет совместно с поэтом Юрием Рогозиным, сотрудничает с российскими исполнителями. Творчество, благодаря которому рождается вдохновение и ощущается необыкновенный подъем, - вот что вернуло домой именитого музыканта.



Денюкова Гузелия



 

Рекомендуем

Иркутский областной музыкальный театр имени Н.М. Загурского
Надежда Румянцева: Чарли Чаплин в юбке
Убей меня нежно («День курка», реж. Джо Карнахан)
Во власти информационного общества («Анон» реж. Эндрю Никкол)
Мировая леди Элеонора Рузвельт
Укрощение космоса («Время первых», реж. Дмитрий Киселев)
Кино. Классика. «Сладкая жизнь» Ф. Феллини
Понятная психология от современного автора. «Мир нарциссической жертвы» Александры Долгановой
ЛондонГрад. Мистика и реальность
Афанасий Кочетков – Максим Горький советского кино