Уильям Тёрнер: «Солнце - вот Бог!»
Романтик? Сумасбродный бунтарь? Художник, предвосхитивший импрессионистов, символистов и даже абстракционистов? Личность Тёрнера считается парадоксальной, крайне неоднозначной. Многие считали его сумасшедшим, однако современники еще при жизни художника называли его настоящим гением.
В 2008 году из лондонской галереи «Tate Britain», которая хранит и экспонирует основную массу произведений художника, в ГМИИ им. А.С. Пушкина приехала замечательная выставка Тёрнера: около сорока холстов, восьмидесяти акварелей и даже небольшое количество гравюр. Именно тогда, отстояв больше трёх часов в очереди на выставку, я впервые близко познакомилась с творчеством Уильяма Тёрнера, его работы произвели на меня огромное впечатление.
"Тёрнер выставил свои золотые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но все же это искусство, рядом с такими картинами можно жить и умереть." Джон Констебл
Констебл и Тернер были главными представителями течения романтизма той эпохи, стремившимися отобразить в своих произведениях непознанную таинственность окружающего нас мира.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля (дата рождения оспаривается некоторыми исследователями) 1775 года в Лондоне, в районе Ковент-Гарден. Его талант проявился очень рано, в декабре 1789 года четырнадцатилетнего Тёрнера зачислили в Королевскую академию. В том же году он представил свою первую акварель “Вид дворца Ламбетт” на выставке в Королевской академии. Он не был самоучкой, а брал уроки у профессионалов и находился под влиянием британского акварелиста Александра Козенса. Акварели Тёрнера пользовались большой успехом у покупателей. Вскоре художник стал знаменит как мастер романтического пейзажа. Первая картина маслом "Рыбаки в море" также удостоилась экспозиции.
Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а затем стал её действительным членом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика, ему было всего 27 лет. В 1807 году он стал профессором перспективы и разработал программу обучения, которая касалась широкого круга вопросов, гораздо больше, чем изучение исключительно перспективы. Однако, стоит отметить, что у Тёрнера не было прямых последователей.
Художник очень любил путешествовать по Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Италии, создавая этюды своей походной палитрой. Тёрнер тщательно изучал как работы старых мастеров, так и своих современников. Сюжет не столь увлекает художника, как важность передачи чувств и эмоций. И для решения этой задачи главную роль Тёрнер отводит свету и цвету.
Творчество английского художника, с точки зрения изобразительных приемов, можно условно разделить на три этапа. Первые этап - ранний, можно охарактеризовать наибольшей степенью академичности рисунка, голландскими традициями в свете и темной цветовой гамме. Уже в самых первых работах Тёрнер поднимает тему конфликта человека и природы, тему гигантской стихии по сравнению с маленьким человеком, особый драматизм: бурные моря, лавины, небеса и пробивающиеся сквозь тёмные тучи лучи золотого солнечного света. При этом, каким-то чудеснейшим образом художнику удается за счет этой игры света и тьмы сделать композицию очень уютной для глаза.
В 1819 году художник впервые побывал в Италии. Он посетил Рим, Венецию, Милан, Турин, Неаполь, изучал работы Рафаэля, Тициана, а также современных итальянских художников того периода. После этой поездки в Италию и начинается второй условный период творчества Тёрнера - появляются яркие, чистые оттенки, свет преобладает над тенью. Италия дарит работам художника ощущение жары, блеска, сияния солнца, интенсивность цветов.
В этот период в 1829 году Тёрнер представил лучшую из своих исторических работ "Улисс насмехается над Полифемом".
Последующие годы своего творчества художник уделяет поиску новых цветовых решений и форм передачи чувств. Живопись движется в сторону импрессионизма. Главными рабочими инструментами художника остаются цвет, цвет, воздух и объём.
Одной из величайших работ позднего периода творчества художника является картина "Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье".
Существует история, что 67-летний Тёрнер велел привязать себя к корабельной мачте на 4 часа, дабы прочувствовать всё происходящее вокруг и правдоподобно передать историю и эмоции. В каталоге около работы примечание: «Автор был в эту бурную ночь на «Ариэле»».
Однажды, уже в преклонном возрасте, Тёрнера спросили, в чем же таится загадка его творчества? Он ответил очень просто: «У меня был один секрет – работать на износ.»
Тёрнер умер 19 декабря 1851 года в своем доме на берегу Темзы. Всё своё состояние художник завещал сиротскому приюту для начинающих художников, а все свои работы, около 280-ти полотен и 18-ти тысяч эскизов, оставил Лондонской Национальной галерее. Именно по этой причине ни наши музеи, ни другие мировые сокровищницы живописи практически не располагают работами великого Тёрнера.
Если вы вдруг направляетесь в Лондон, я рекомендую воспользоваться возможностью и уделить время посещению «Tate Britain», где можно насладиться творчеством гениального английского художника Уильяма Тёрнера.
Анастасия Колокольчикова |
Рекомендуем |