Партнеры Живи добром

Безвоздушное пространство («Розовое облако», реж. Юли Жербази)


"Розовое облако". Источник: Magic Film


Розовые облака опустились на Землю – красивые и смертельные. 10 секунд в их объятьях – и тебя уже нет. Опасное вещество, к счастью, не проникает через щели в здания. По всей планете объявили карантин. У многих не было выбора, с кем самоизолироваться. Застрять дома в компании родных –не самый страшный вариант, ведь нашлись и те, кому предстояло коротать дни в полном одиночестве или с незнакомцами где-нибудь в булочной, банке или офисе.

Джованна (Рената де Лелис) проснулась рядом с Яго (Эдуарду Мендонса). Они провели вместе ночь, и неизвестно, во что бы перерос одноразовый секс, если б не токсичный газ на улице.

Поначалу человечество верило, что вопрос с облаками будет быстро решен. Но шли месяцы, потом и годы, а «погодные условия» так и не менялись. Менялась жизнь в четырех стенах и отношение людей к бесплотным убийцам.Потихоньку подрастало поколение, которое никогда не выходило из дома.

"Розовое облако". Источник: Magic Film


Премьера «Розового облака» состоялась зимой 2021 года на фестивале «Сандэнс». Юли Жербази написала сценарий в 2017 и сняла фильм в 2019, когда о пандемии еще не было и речи. Так что совпадения случайны. И все же очень тяжело при просмотре отмыслить свои переживания, вынести за скобки целую гамму ощущений, эмоций, связанных с вынужденным затворничеством из-за covid-19. Уж очень узнаваем быт Джованны и Яго.

«Розовое облако» словно обладает провидческим даром. Его герои общаются с близкими по Zoom`у (или чему-то подобному), учатся работать на удаленке и заказывают продукты на дом (курьеров нет, к каждому зданию подвели специальные трубы, по которым доставляется еда и прочее). Даже медицина ушла в онлайн.

"Розовое облако". Источник: Magic Film


С развитием событий реальность фильма, правда, все меньше напоминает будни марта-июня 2020 и все больше становится похожа на ожившие страхи и фантазии о том, как же трансформируется мир, если ситуация останется прежней или будет усугубляться.

Юли Жербази показывает, как по-разному люди адаптируются к новым условиям. Для кого-то они невыносимы, кто-то скучает по прошлому, кто-то же и вовсе чувствует себя прекрасно и благодарен смертоносным облакам за такое странное существование. Каждая жизненная траектория – даже действия эпизодических персонажей – пугает, потому что подчеркивает хрупкость привычного мира, а также наше бессилие на фоне катастроф и природных бедствий.

"Розовое облако". Источник: Magic Film


В фокус «Розового облака» попадают и отношения пары, в частности то, как женщине навязываются обязанности и роли, которые она не хочет исполнять. Если бы не коронавирус, то самоизоляция в фильме Юли Жербази сразу считывалась бы как ловкий мыслительный эксперимент, позволяющий едва ли не под микроскопом разглядеть все, что творится в голове у главных героев.

Режиссерка и сценаристка помещает Джованну и Яго в почти идеальные условия. У них есть еда и вода, есть возможность поддерживать хоть какой-то контакт с родными. Они не считают копейки, чтобы дожить до зарплаты, и не страдают от нехватки квадратных метров – квартира просторная, можно спрятаться. Тем не менее в таком искусственном раю женщина задыхается, а мужчина приобретает все больше власти и механизмов манипулирования сожительницей.

"Розовое облако". Источник: Magic Film


«Розовое облако» тонко и аккуратно изображает асимметрию в отношениях Джованны и Яго. Последний вполне приятный парень. Он в каком-то смысле даже завидный жених – мечтает о семье на всю жизнь и детях. Но этот милаха не принимает женщину как человека равного себе, чьи мечты и планы надо уважать. Он медленно перешагивает границы личного пространства Джованны и навязывает ей свои правила. Яго едва заметно отвергает свободу выбора для подруги, ее право распоряжаться своим телом и вменяет ей чувство вины из-за того, что она не соответствует патриархальным стандартам.

Сила «Розового облака» как раз в том, что без нравоучительства и с вниманием к мельчайшим деталям фильм проявляет, как работает «мягкое» насилие, как оно прячет свою природу под маской морали и якобы незыблемых истин, как берет себе другое имя и перекрывает людям кислород.


«Розовое облако» – в кино с 1 апреля.

Елена Громова


 

Рекомендуем

Когда размер красит. В чём прелесть plus size?
Месть от кутюр («Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи)
Кино. Анонс. «Находка»
Американская мечта Уолта Диснея
«Ядовитая девочка» Дрю Бэрримор
Книга недели. Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
День открытых репетиций Центра творческих проектов «Инклюзион»
Кейт против Кейт («Манифесто» реж. Джулиан Роузфельдт)
Фестиваль «Коляда-Театр «На Страстном» 15 января – 2 февраля 2018 года
Ложная мизантропия. Эдгар Дега