Партнеры Живи добром

История впечатлений Ренуара


Сегодня Ренуар является одним из наиболее известных художников-импрессионистов. Его творчество запоминается не только техникой и мастерством исполнения, но и темами, к которым он обращался: произведения Ренуара наполнены радостью и красотой. 


Однако путь живописца к славе был тернист и порою полон непонимания. Как и многие его товарищи-живописцы, Ренуар не был рождён в богатстве и роскоши. Художник появился на свет во французском городе Лиможе 25 февраля 1841 года в многодетной семье портного. 


Несколько лет спустя Ренуары переехали в Париж, где сначала открылось иное дарование мальчика – оказалось, что юный сын портного обладает прекрасным голосом. Но занятия музыкой для Пьера-Огюста Ренуара ограничились пением в церковном хоре: пробудившийся чуть позже в подростке интерес к краскам и мольберту, подкреплённый незаурядными способностями в умении рисовать, оказался сильнее. Благодаря таланту художника, мальчик смог помогать семье – в 13 лет он начал работать, занимаясь росписью по фарфору. 


Пьер-Огюст Ренуар


В 21 год Ренуар начал учиться в Школе изящных искусств в мастерской Шарля Глейра, где, помимо новых знаний, он нашёл друзей, с которыми   была связана его творческая деятельность в ранние периоды творчества – Клода Моне, Альфреда Сислея, Фредерика Базиля. 


Первые работы Ренуар создал уже после закрытия мастерской, и некоторые из них были выставлены в Парижском Салоне, главной экспозиционной площадке Франции. Однако у Ренуара сложились неоднозначные отношения с руководством Салона. Так, весьма туманны комментарии художника по поводу уничтожения им «Танцующей Эсмеральды» (1864), имевшей особенный успех на выставке. А с 1866 года жюри Салона по неизвестным причинам два года подряд отказывалось выставлять его картины. 


После окончания бойкота картины Ренуара все же были приняты для участия в выставке, хотя и подверглись строгой критике со стороны жюри. В большинстве случаев натурщицей для картин Ренуара этого периода была Лиза Трео, с которой у художника были любовные отношения, не приведшие, однако, к заключению законного брака.


Ренуар и его друзья писали в особенной манере, которую критики обозначили импрессионизмом (от фр. impression – впечатление) – стремлением к выражению собственных впечатлений посредством как можно более реалистичных изображений. С середины 1860-х годов Ренуар и Моне увлеклись пленэром – техникой, используемой при естественном освещении. Наиболее эффективно пленэр используется Ренуаром в работе над его излюбленными жанрами – пейзажем, натюрмортом. Работа художника над картинами была прервана на период войны между Францией и Германией, когда Ренуар был призван в ряды французской армии. 


После завершения франко-прусской войны Ренуар и его друзья-импрессионисты организовали «Анонимное общество художников, скульпторов, граверов и пр.». Проявлением неприятия творчества импрессионистов стал фельетон в номере газеты «Шаривари» (“Le Charivari”), известной своими едкими комментариями, от 25 апреля 1874 года, поведавший своим читателям о первой выставке общества импрессионистов в насмешливом и уничижительном тоне. 


Пьер-Огюст Ренуар 1900г.


Неудивительно, что результатом этой первой выставки, стал… аукцион, организованный в марте 1875 года, на котором участники выставки импрессионистов были вынуждены выкупать собственные картины.


Впоследствии Ренуар принял участие ещё в двух выставках «Анонимного общества художников, скульпторов, граверов и пр.»  (в 1877 и 1882 гг.), однако всеобщее признание художнику принесли работы, которые были выставлены всё в том же Парижском Салоне, руководство которого было так неблагосклонно к художнику в начале его карьеры.  


Успех и материальный достаток Ренуару принес жанр портрета. Как уже было сказано, в 1879 году художник представил в Салоне картину (вместо того, чтобы показать её в экспозиции Четвёртой выставки импрессионистов), которая сразу же сделала его популярным и помогла снискать внимание публики. Этим полотном стал «Портрет мадам Шарпантье с детьми» (1878). Ещё один известный портрет кисти Ренуара - «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) - окончательно утвердил место художника в числе именитых живописцев последней трети XIX века. 


Так сложилось, что перемены в творческой жизни Пьера-Огюста Ренуара часто совпадали с переменами в его личной жизни. Расцвет славы Ренуара как художника пришёлся на время его знакомства с Алиной Шериго, которую художник запечатлел на многих своих картинах, в числе которых «Завтрак гребцов» (1881), «Материнство» (1886) и др. На сей раз любовная история увенчалась законным браком в 1890 году, хотя и спустя несколько лет после рождения их общего ребёнка.

 

Картины Ренуара 1880-х годов были созданы под влиянием искусства эпохи Возрождения и академизма. Если в более ранние периоды своего творчества его вдохновляли идеи Эжена Делакруа, Франсуа Буше, которые в известной степени считаются предвестниками импрессионизма, то в более зрелом возрасте Ренуар обращается к наследию лидера художников-академистов Жана Огюста Доминика Энгра, известного мастерством создания линий и искусством использования цвета. 


Радость, лёгкость, изящество главенствуют в произведениях художника. Стоит только взглянуть на «Танец в деревне» (1882-1883), «Танец в городе» (1883), а также на одну из наиболее известных его картин – «Зонтики» (1881-1885), которая представляет собой некий синтез импрессионизма и «энгровского» периода творчества Ренуара, чтобы оценить воздушность образов и мастерство живописца. 


Первая персональная выставка Ренуара состоялась в 1883 году. К этому времени художника, одинаково хорошо писавшего и пейзажи, и портреты, и обнажённую натуру, знали не только во Франции, но и за её пределами. «Девочка с кнутиком» (1885), «Большие купальщицы» (1887), «Причёсывающаяся девушка» (1894) и другие картины Ренуара обеспечили Ренуару любовь публики и благожелательность критиков. Эти и все последующие полотна в ещё большей степени тяготели к академизму и навеивали воспоминания о Ренессансе.   


Насыщенная творческая жизнь Ренуара периодически прерывалась путешествиями по Европе, которые в первую очередь предпринимались для знакомства с творчеством великих художников прошлого – Веласкеса, Вермеера. В 1894 году в семье художника произошло счастливое событие – его жена родила второго сына. 


Пьер-Огюст Ренуар


Однако вскоре, в 1897 году, художник сломал правую руку, упав с велосипеда, и это происшествие, помимо необходимости научиться писать левой рукой, положило начало серьёзной болезни, которая до самой смерти Ренуара не отступала от него, а только усугубилась, парализовав его в старости. 


Рубеж веков для Ренуара был ознаменован признанием его заслуг перед лицом Франции – так, в 1900 году он стал кавалером ордена Почётного легиона, а несколько лет спустя – офицером этого ордена. В работах последних двух десятилетий жизни мастера также прослеживается влияние художников Ренессанса, - это такие картины, как «Ода цветов» (1903-1909), «Танцовщица с тамбурином» (1909), однако ближе к концу жизненного пути Ренуар начал использовать более резкие линии и цвета («Одалиска» (1918). 


Несмотря на развитие болезни, Ренуар практически до самой смерти не переставал создавать картины. На позднее творчество художника не могли не повлиять трагические события Первой мировой войны, в битвах которой сражались его сыновья. И хотя они оба вернулись живыми, жена Ренуара Алина не вынесла переживаний и умерла.  


Ренуар ненадолго пережил свою любимую жену и натурщицу. Он умер 2 декабря 1919 года, до последнего дня продолжая писать картины, оставившие память о великом Пьере-Огюсте Ренуаре в веках. 



Елена Мачула



 

Рекомендуем

Юлия Пересильд превратила потолок интерната в киноэкран
Новые колядки от Николая Коляды: «Горе от ума» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Прямая трансляция Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Следствие по телу
Call me by your name and I'll call you by mine... («Зови меня своим именем» реж. Луки Гуаданьино)
Эрик Берн «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы»
Выставка «Мир женщины на страницах дореволюционных женских журналов»
Последний герой
Этель Лилиан Войнич: в погоне за революцией
Национальный день Государства Катар в Москве