Партнеры Живи добром

Деньги не пахнут («Трафик», реж. Николас Джареки)


"Трафик". Источник: MEGOGO Distribution


Молодого парня с сумкой подозрительных зеленых таблеток «берут» на заснеженной канадской границе; ради его поимки организована целая полицейская спецоперация; в ход идёт вертолёт. Совсем рядом, в Детройте, штат Мичиган, уже не такой молодой парень по имени Джейк (Арми Хаммер) самостоятельно залезает в багажник машины, чтобы незаметно оказаться в другой части города; за ним могут следить. Мать-одиночка Клер (Эванджелин Лилли) неожиданно теряет единственного сына и пытается разобраться, как же так вышло. Тем временем доктор фармакологии и профессор местного университета Тайрон Брауэр (Гэри Олдман) с помощью своих лаборантов обнаруживает, что новейший препарат кларалон не так уж безвреден. Фармацевтический гигант NORTHLIGHT собирается вот-вот выпустить анальгетик на рынок на смену устаревшим оксикодону и фентанилу, но у подопытных белых мышей он вызывает страшное привыкание, после чего грызуны начинают умирать один за другим.


"Трафик". Источник: MEGOGO Distribution


Собственно, догадаться, как связаны между собой все эти события, не составит особого труда:  русское название фильма Николаса Джареки («Порочная страсть», «Информаторы») сразу честно предупреждает про что это кино. Всё герои повязаны круговой порукой и сценарная структура здесь претендует на что-то вроде драматической многофигурной фрески, основанной на реальных событиях. Кажется, только ленивый не сравнил ленту Джареки со знаменитым и почти одноимённым «Траффиком» (2000) Стивена Содерберга, но параллелей здесь и вправду даже больше чем нужно. В обоих случаях наблюдается отборный документальный материал, несколько параллельных сюжетных линий и яркие актёры на первых и вторых ролях. Мало того, даже постеры подозрительно похожи. Однако нынешний «Трафик» (в оригинале — Crisis), хоть и фокусируется на разоблачении лживой фармацевтики, всё же заметно проигрывает оскароносному наркохиту двадцатилетней давности.


"Трафик". Источник: MEGOGO Distribution


В целом это неплохое кино, способное удержать внимание и напряжение — но у него наблюдаются некоторые проблемы с темпоритмом, уровнем эмпатии к героям и сюжетной логикой (например, линии не всех персонажей связаны между собой). А социальный пафос, особенно ближе к концу, немного вязнет в зубах. И главное — так или иначе, всё это мы уже где-то видели, и даже не один раз. Зато кадр как следует укомплектован знакомыми лицами, и это наверное, главное, чем «Трафик» может подкупить. Брутальный Арми Хаммер с очень серьёзным лицом (куда там «Агентам А.Н.К.Л»!) разыгрывает сюжет-многоходовку с внедрением копа в банду наркоторговцев. У него есть страдающая наркозависимостью сестра (Лили Роуз-Депп), которую периодически приходится против её воли доставать из притонов. Но лучшее, что фильм может предложить в этой части — это неплохая финальная перестрелка и наркобарон из Монреаля по кличке «Батя» с демонически-инфернальной внешностью актёра Ги Надона. Собственно, герой Хаммера и должен организовать его сделку с (неожиданно!) армянами, у которых водятся большие деньги, чтобы взять всех с поличным. Естественно, утечка информации и страх неминуемого разоблачения идут в комплекте.


"Трафик". Источник: MEGOGO Distribution


Персонаж Гари Олдмана — пожилой и потрепанный жизнью университетский преподаватель — большую часть экранного времени занят сомнениями и угрызениями совести. Они-то в итоге и приведут его к неожиданному для всех решению сказать правду, послав к чёрту фармацевтическую корпорацию с Люком Эвансом во главе, главного спонсора своих исследований. Риторика героя Олдмана в основном состоит из фраз вроде «мы должны закончить что начали». Больше всех везёт со сценарием Эванджелин Лилли: ей хотя бы есть где развернуться, изображая убитую горем мать и бывшую наркоманку, решившую провести собственное расследование гибели сына (тоже, как оказывается, нарокомана). Впрочем, то что она умеет держать пистолет, мы помним ещё со времен «Остаться в живых». К слову, для фанатов «Лоста» здесь есть ещё и Мишель Родригес в образе копа, а героиню Лилли — да-да, вы не ослышались — зовут Клер. Но в общих чертах тэглайны «тайный агент под прикрытием», «честный учёный» и «мать в поисках правды», в общем-то, исчерпывающе описывают происходящее. Лучше и не сформулировать.


"Трафик". Источник: MEGOGO Distribution


Финальный титр гласит, что от так называемого опиоидного кризиса, вызванного массовым привыканием к обезболивающим с растущим желанием повысить дозу, в США ежегодно умирают десятки тысяч человек (то есть порядка 150-ти в день). Снять кино на основе этих действительно страшных цифр — цель безусловно благородная, но по вине обстоятельств Николас Джареки, чьи друзья и знакомые тоже страдали от наркозависимости, почти десять лет не мог найти финансирование. И притом что проблема с опиоидами до сих пор не решена, в 2021 году снятый на пленку «Трафик» смотрится как-то совсем не современно. В фильме про наркотрафик главными героями становятся вовсе не живые люди, а бездушные препараты. А зритель получает ровно то, что и было обещано — не больше, но и не меньше.



«Трафик» — уже в кинотеатрах.


Иван Цуркан

 

Рекомендуем

Алексей Франдетти: «Мне интересно быть в числе тех, кто поднимает российское кино»
Михаил Боярский. Вся жизнь – театр
Легендарный Александринский театр отмечает свое 259-летие
40-й ММКФ. Конкурс. "Гаспар едет на свадьбу" Антони Кордье
Премьера спектакля Евгения Гришковца «Предисловие»
Культурные бесплатные события сентября
Громкие споры вокруг «Тихого Дона»
Утиная охота («Падение», реж. Вигго Мортенсен)
Российское кино на Comic Con Russia 2016
Дневник эстета. Новогодние каникулы в Москве. Часть вторая