Партнеры Живи добром

Госпожа удача «Белого солнца пустыни»


30 марта 1970г. в Москве состоялась премьера легендарного фильма Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». В преддверии такой знаменательной даты вспомним самые интересные моменты создания этой картины.


Съемки фильма происходили в новой экспериментальной творческой киностудии, которая была организована по особому распоряжению совета министров СССР в 1965г. с целью внедрения системы, работающей с финансовой точки зрения по западному образцу. Художественным руководителем был Григорий Чухрай. Он высоко оценил предыдущий фильм Владимира Мотыля «Женя, Женечка, Катюша» и предложил ему съемки новой картины. В то время у режиссера складывались очень сложные отношения с чиновниками из Госкино, которые в противовес Чухраю не только не признали профессиональные достоинства фильма, но увидели в нем занижение героики Великой Отечественной войны. Мотылю был объявлен запрет на профессию. Но, к счастью, он не распространялся на экспериментальную студию. Главной ее особенностью являлся тот факт, что руководство имело полную свободу по подбору кадров и технической базы и могло не согласовывать свой выбор с Госкино. Таким образом, Владимир Мотыль получил новый сценарий к своему следующему фильму. Кстати среди возможных режиссеров данной ленты фигурировали такие мастера, как Витаутас Жалакявичус, Юрий Чулюкин и Андрей Тарковский.


"Белое солнце пустыни"


Первоначальный вариант сценария, «Басмачи», написанный Андреем Михалковым-Кончаловским и Фридрихом Горенштейном, не устроил ЭТК. Но желание снять отечественный вестерн не покидало студию, поэтому к работе был привлечен Валентин Ежов, уже известный благодаря картине «Баллада о солдате». Ему надо было в течение полутора месяцев создать свой вариант в жанре приключенческого фильма. Местом действия была обозначена среднеазиатская пустыня. Поскольку до этого Ежов никогда не сталкивался с восточной тематикой, он пригласил к себе в соавторы своего знакомого по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова. В процессе создания истории, они встречались с героями Гражданской войны, сражавшимися в Средней Азии. Один из них рассказал, как во время отступления от отрядов Красной армии басмачи бросали в пустыне свои гаремы. Так возник новый сценарий с рабочим названием «Пустыня» в дальнейшем измененный на «Спасти гарем».


Когда же окончательный вариант сценария попал в руки Владимира Мотыля, перед режиссером встал вопрос, куда и зачем идет красноармеец Сухов. Так возникла идея возвращения домой, где его ждет любимая женщина Катерина Матвеевна. Красной нитью через весь сюжет проходит эта тонкая лирическая история, нашедшая отражения в письмах, адресованных жене. Их написал Марк Захаров. 


На роль товарища Сухова был утвержден Георгий Юматов и даже начал сниматься в «Белом солнце пустыни». Но из-за его пристрастия к алкоголю и нарушению дисциплины, которое приводило к срыву съемочного процесса, Владимир Мотыль принял жесткое решение отстранить артиста от работы и заменить его Анатолием Кузнецовым. 


Анатолий Кузнецов "Белое солнце пустыни"


Съемки картины начались в июне 1968г. в деревне Мистолово Всеволожского района Ленинградской области. Затем продолжились в Дагестане, в окрестностях Махачкалы и на побережье Каспийского моря, и в Туркменистане. История о натурных съемках на Куршской косе – всего лишь миф. 


В первый рабочий день в экспедиции в пустыне по плану должны были снять эпизод с закопанным в песок Саидом, которого блестяще сыграл Спартак Мишулин. Оказалось, что выкопать яму в сухом песке задача не из легких. Постановщикам пришлось приезжать на площадку рано утром, обильно поливать ее водой, только после этого песок становился податливым. Сцену первой встречи товарища Сухова и Саида, где красноармеец спасает последнего из песочного плена снимали три дня, в течение которых Спартак Мишулин превозмогая жару и дискомфорт, послушно сидел в яме. Для более устрашающего эффекта оператор, Эдуард Розовский, и режиссер посчитали нужным намазать голову Спартака вареньем и сиропом, чтобы его облепили мухи. Однако киноруководство не одобрило такое прочтение ввиду чрезмерной жестокости и прислало предписание переснять данную сцену. И снова Мишулин провел три сложных смены, зарытым в песке. Но и на этом, его испытания не закончились. Оказался брак пленки, и группе ничего не оставалось, как в очередной раз переснять эпизод. Конечно, для артиста такая выдержка и преданность работе - это подвиг.


Спартак Мишулин "Белое солнце пустыни"


Настоящим борцом и героем показал себя исполнитель роли Павла Верещагина актер Павел Луспекаев. К 1968г. он перенес две страшные операции по ампутации пальцев ног. В своем дневнике артист написал: «Я инвалид полный. Даже сходить в магазин за хлебом бесполезно – ноги не держат». К тому моменту он уже не служил в театре, и что называется «сошел с дистанции». После проб других артистов Владимир Мотыль осознал, что никого, кроме Луспекаева, в этой роли он не видит. И тогда режиссер лично поехал к актеру домой, чтобы поговорить о сценарии и Верещагине. 


Как вспоминает сам Мотыль ту июльскую встречу: «Я тогда пообещал, что часть сцен на баркасе мы перенесем в павильон, чтобы ему не мучиться в штормовую качку. Однако Луспекаев с этим не согласился, так как, по его мнению, Верещагин должен был выглядеть по-настоящему сильным и здоровым. И от сцены в море он не отказался». Луспекаев и слышать ничего не хотел о том, чтобы сыграть Верещагина на костылях, тем самым облегчив свои муки. Все драки артист выполнял без дублера. Единственный эпизод, где понадобилась помощь каскадера Александра Массарского, двухсекундный кадр, когда Верещагин выталкивает бандитов с баркаса. Обувь героя снимали крупным планом, а носки сапог Луспекаева прогибались, что было заметно на экране. 


Интересно также, что во время съемки этой драки у артиста была рассечена бровь после потасовки с местными жителями в какой-то пивной, так что кровь на лице Верещагина была настоящей.


Павел Луспекаев "Белое солнце пустыни"


Непросто складывалась история и с поиском жен Абдуллы. Только три из них оказались профессиональными актрисами. Остальных женщин разыскивали по всему Советскому Союзу. Среди них и баскетболистка из Латвии, и продавец из магазина, и научный работник, владеющая несколькими языками, и даже «ночная бабочка». А вот самую молодую жену из гарема сыграли сразу две актрисы. На роль Гюльчатай утвердили Татьяну Денисову, студентку Московского циркового училища. Но в самый разгар съемочного процесса ей предложили выгодный контракт со своим цирковым номером. 


Естественно, что выбирая между эпизодом в кино и собственным номером в цирке, открывавшим для нее хорошие перспективы, она выбрала второе. Времени искать новую артистку не было, поэтому сразу вспомнили о еще одной Татьяне, на этот раз Федотовой, студентке балетного училища им. Вагановой. Однажды она уже была на площадке «Белого солнца пустыни», подменив актрису, игравшую Зарину. 


Татьяна Федотова "Белое солнце пустыни"


Примечательно, что, практически во всех общих планах, по словам Мотыля, жен Абдуллы играют переодетые солдаты. Так группа заботилась о женщинах, все-таки выдержать целую смену на жаре в песках – тяжелое испытание. Единственное проблема, возникшая с армейским гаремом, - это научить их семенить ногами. Но, как видно из фильма, и данная трудность была преодолена.


«Госпожа удача» благоволила картине. Своим выходом на широкий экран «Белое солнце пустыни» обязано случайности. В то время была распространена практика закрытых просмотров новинок кино на дачах партийных лидеров. Так фильм попал к Л.И. Брежневу, которому он очень понравился. Это послужило поводом снять все ограничения для выпуска. В прокате за 1970г. отечественный вестерн взлетел на второе место. Но, как шутят космонавты, именно они подняли картину на невиданную высоту. 


«Белое солнце пустыни» является для них своеобразным талисманом. Начиная с 1973г., с момента запуска пилотируемого корабля «Союз-12», для всех космических экспедиций устраивается обязательный просмотр этого фильма перед стартом. Кроме того все экипажи берут его с собой на борт. По одной версии, традиция началась после смерти «Союза-11», с тех пор она не нарушалась, и ни один космонавт на Байконуре не погиб. Другая же причина возникновения такой приметы более прагматичная. По словам командира корабля Олега Котова, «этот фильм является идеальным пособием для обучения космонавтов киносъемкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены».


Несмотря на такой поразительный успех «Белое солнце пустыни», выдвинутый в 1970г. на соискание Государственной премии СССР, награду не получил. И только в 1998г. после распада Союза по указу президента РФ Б.Н. Ельцина картине была вручена премия. Но не призы делают кино народным, а любовь зрителей. И «Белое солнце пустыни» яркий тому пример. Реплики героев превратились в крылатые фразы и «ушли в народ». «Восток – дело тонкое», «Гюльчатай, открой личико», «Абдулла! Таможня дает добро» и многие другие.


Песня на стихи Б. Окуджавы в прекрасном исполнении Павла Луспекаева стала легендарной. Это, действительно, культовый фильм, оставивший свой значимый след в советской и российской культуре. 



Елена Полянская



 

Рекомендуем

Уильям Тёрнер: «Солнце - вот Бог!»
Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Первый день
«Вне поля зрения»
MBFW Russia осень-зима 17/18. Day 5
Рецепт лучшего фильма: «Побег из Шоушенка»
"Я не ищу, я нахожу". Об "Игре в классики" Хулио Кортасара
Хорас Уолпол. Готический граф
Кино. Премьера. "Светская жизнь" реж. Вуди Аллен
Голди Хоун: с улыбкой по жизни
Жестокие игры ("Идеальные незнакомцы" реж. Паоло Дженовезе)