Партнеры Живи добром

Презумпция невиновности для «Матильды»


Фильм Алексея Учителя «Матильда» выходит в широкий прокат с 26 октября, но уже давно не умолкают разговоры вокруг ленты, работа над которой еще не завершена: по словам Учителя, «осталось немножко доделать графику». Режиссер, актеры Евгений Миронов и Ингеборга Дапкунайте, генеральный директор компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев и адвокат Константин Добрынин ответили на вопросы журналистов и представили экспертное заключение, вынесенное Санкт-Петербургским государственным университетом по фильму «Матильда».

Адвокат Константин Добрынин резюмировал выводы экспертизы:

«Фильм не оскорбляет ничьих чувств, не уничижает никакую группу лиц ни по какому признаку, не пропагандирует порнографию, насилие, жестокость и не содержит в себе никаких признаков состава преступления».

По мнению Евгения Миронова, «любая другая страна гордилась бы тем, что об их императоре до того, как он стал императором, снята такая лирическая история любви, где есть любовь, где влечение юношеское и предназначение, есть выбор, там есть драматургия». Актер также заметил, что «тем интересней, как мне (Евгению Миронову – прим. ред.) кажется, для представителей церкви, что показывается, какой тернистый путь бывает у святых».

Ингеборга Дапкунайте призналась: «Хотелось бы говорить о том, как художник Алексей Учитель подошел к теме наследника, к теме любви, к теме брака, к теме обязанности, к теме власти и свободы выбора, а мы говорим, действительно, о том порнография ли это». Актриса подчеркивает, что «искусство и художник выражают себя так, как они видят в данный момент мир. И они трактуют и говорят об этом мире тем взглядом, как они воспринимают этот мир, и мы можем с этим спорить».

Алексей Рязанцев рассказал о письмах с угрозами сжечь кинотеатры, в которых будут показывать фильм, и отметил, что «у картины, как и любого человека, должна быть презумпция невиновности. Особенно когда ее многие не видели».


Ларс Айдингер на съемках "Матильды"


Прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг фильма, и немецкий актер Ларс Айдингер, исполнивший в «Матильде» роль Николая II. Актер надеялся, что участие в проекте Алексея Учителя помогло бы ему «создать свое собственное представление» о России. Не обошел он стороной и упреки в участии в порнографических съемках:

«Это упрек, что я, на самом деле, порноактер, – сначала я над ним смеялся. И я должен сразу сказать, что у меня нет каких-то осуждений насчет порноиндустрии. Мне кажется, что этот жанр – порнография – у него тоже есть свое обоснование. Но мое определение порнографии – это плохая актерская игра и прямое проникновение, но мы этого не делаем. Тот упрек, который основывается на фильме Питера Гринуэя, – там этого нет. И Питер Гринуэй, он один из величайших режиссеров столетия. Если упрекают меня, что я порноактер, то из этого следует, что Питер Гринуэй – порнорежиссер. И своим изображением, своим видением фигуры Николая II, я ни в коем случае не хочу никого обидеть или оскорбить. Напротив, я пытался идентифицировать себя с этим персонажем и показать его во всей его трагичности и противоречивости. И поэтому меня абсолютно удивляют эти упреки. И ничего похожего я не переживал в Германии».


Михалина Ольшанска в роли Матильды Кшесинской


Алексей Учитель понимает, что выпуск картины «Матильда» в широкий прокат качественно отличается от его предыдущего опыта:

«Я боюсь сейчас одного: я не раз выпускал картины, но на мне какая-то сейчас ответственность совершенно другая – не только режиссерская. Вот в этом может быть и весь ужас. Я не знаю, что еще будет, потому что я сам впервые прохожу этот путь. Я чувствую, что эту картину будут смотреть не только как на историю, что там происходит – что-то будет другое. Иногда, вы знаете, когда все ждут чего-то: сейчас должен появиться в количестве двух с половиной тысяч шедевр, – а вдруг что-то не произойдет. Для меня это будет тогда уже трагедия. Но я делюсь уже совсем другими соображениями, надо все-таки дожить до 26 октября... Задача была очень простая – показать человека, который стал императором, который действительно выбирал между свободой и своей совестью и любовью, но, на мой взгляд, это история, наоборот, в глазах верующих только позволит лучше его понять, потому что он человек, со своими эмоциями, страстями». Алексей Учитель также заметил, что «если мы будем показывать только статую и бюст, который может замироточить, то тогда – беда».

 

На пресс-конференции побывала Елена Громова


 

Рекомендуем

Эрик Берн «Что мы говорим после того, как сказали «привет»: психология человеческой судьбы»
XVIII New British Film Festival
Встреча с немецким писателем Ойгеном Руге в Москве
Миф о брошенной женщине («Человеческий голос», реж. Педро Альмодовар)
ТРАМ, здравствуйте!
Премьера симфонического концерта «Через тернии к славе»
Яркая осень на показах Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Галина Уланова. «Мона Лиза русского балета»
Кёнигсберг: неприступная крепость
Взгляд сквозь пламя («Портрет девушки в огне» реж. Селин Сьямма)