Партнеры Живи добром

Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)


"По воле божьей". Кадры предоставлены прокатчиком


У Александра (Мельвиль Пупо) престижная работа, понимающая жена и пятеро детей. Однако его благополучие никак не умаляет того кошмара, с которым мужчина столкнулся в детстве ‒ он стал жертвой священника-педофила Бернара Прейна (Бернар Верли). Несмотря на пережитое, Александр остался верен католической церкви, и когда узнал, что его растлитель до сих пор работает с детьми, обратился к священнослужителям. Его внимательно выслушали, организовали встречу с Прейна и приняли ряд полумер. Такое отношение церкви к педофилу в своих рядах вынудило Александра отправиться в полицию. В ходе расследования выяснилось, что жертв Прейна десятки.

В основе нового фильма Франсуа Озона «По воле Божьей» ‒ реальные события. Режиссер и сценарист даже не стал изменять имена некоторых действующих лиц. Суд над Прейна идет до сих пор, знавший, но молчавший кардинал Филипп Барбарен в марте получил полгода условно. Прейна переживал, что кино может сказаться на судебном решении, и добивался отсрочки выхода «По воле божьей» в прокат во Франции. В феврале ленту показали на Берлинале, с фестиваля Озон вернулся с Гран-при жюри. Изначально режиссер не собирался снимать художественный фильм о содеянном Прейна и его жертвах. В планах Озона была работа над доком, и в «По воле Божьей» присутствует характерный для документалистики прием ‒ закадровый голос зачитывает переписку с представителями церкви. Практически вся первая треть ленты держится на эпистолярном жанре, главные участники – кардинал Барбарен (Франсуа Марторе), католический психолог и Александр.

Вторая и третья часть «По воле Божьей» посвящены историям двух других главных героев: Франсуа (Дени Меноше) и Эмманюэля (Сванн Арло). Франсуа осмелился предстать перед широкой общественностью, ответить на вопросы журналистов и участвовал в создании сообщества мужчин, в детстве растлённых Прейна. Эмманюэль узнает о разразившемся вокруг священника скандале из газет. В отличие от Франсуа и Александра у него нет престижной работы, шикарного жилья, и с полученной психологической травмой ему сложнее справиться. Его судьба демонстрирует, что социальные условия играют не последнюю роль в реабилитации жертвы сексуального насилия. Среди персонажей фильма также есть мужчина, находящийся в более стесненных обстоятельствах и не имеющий поддержки со стороны родных. Он не решается предать свое имя огласке и выступить против Прейна, так как боится, что после жизнь станет еще хуже, окружение не поймет и не примет его. Но молчит не только он.

На протяжении всего фильма Озон то и дело напоминает, что жертв домогательств, принуждения к сексу и насилия может быть больше, чем поданных в полицию заявлений, потому что далеко не каждый по разным причинам решает признаться в произошедшем. Воспоминания героев «По воле Божьей» о Прейна перекликаются с документальной лентой «Покидая Неверленд»: педофил представлен как харизматичный и притягательный человек, дети полностью не осознавали, что с ними происходит, психологические травмы дали знать о себе не сразу. «По воле Божьей» вышел на экраны в эпоху #MeToo, и у Озона также считывается еще один из возможных ответов на вопрос, почему подвергнувшиеся сексуальному насилию или домогательствам так долго молчат или в принципе отказываются рассказывать о случившемся ‒ дело в обществе, которое навешивает на жертв ярлыки и фактически отказывает им в праве на счастливую жизнь или предпочитает делать вид, что ничего не было. Душевное спокойствие герои «По воле Божьей» обретают, когда собираются вместе и получают возможность высказаться без опаски, что их слова вывернут наизнанку и используют против них.


"По воле божьей" в кино с 29 апреля.


"По воле божьей". Кадры предоставлены прокатчиком


Елена Громова



 

Рекомендуем

Нина Ананиашвили. Успешна в профессии и в жизни
Ольга Спесивцева. «Между мечтой и действительностью»
Величайший подарок на земле. Филип Стерн
Писатель больших путешествий
Юрий Никулин. Кумир страны, любимец миллионов
Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»
Премьера спектакля «ПоколениЯ», подготовленного участниками фестиваля «Таврида – АРТ»
Фестиваль-форум "Пространство режиссуры"
MBFW Russia SS’18: итоги 4 дня
Вестсайдская история: любовная драма из Нью-Йорка