Партнеры Живи добром

«Вне поля зрения»


 

Современное искусство всё чаще входит в пространство науки и техники, становясь частью материальной культуры и в какой-то степени оправдывая то, что мы называем «современным». Вместе с тем оно неотделимо от культуры духовной, тем интереснее говорить со зрителем через искусство нынешнего дня, используя новые технические инструменты. 


Именно так, с помощью технологии распознавания лиц и компьютерного зрения, создали свой арт-проект «Вне поля зрения» (Out of sight) программист и художник Константин Лех и фотожурналист Валерия Завьялова.


Проект является двусоставным, представляя видеоинсталляцию и интернет-платформу art.lekh.ru — сегодня здесь размещена основная часть работы. Авторской задачей стало изображение того, что находится «вне поля зрения» каждого из нас во время вопиющей популярности соцсетей, придуманных образов и излишней наигранности. Лейтмотив произведения — «глубоко внутри».  



Дебютная часть проекта — видеоинсталляция — впервые была представлена зрителям в декабре 2015 года в арт-пространстве «Корабль Брюсов» в качестве эксперимента. Посетители видели на экране привычные бытовые сцены, в которых люди смеялись или обнимали друг друга. Но стоило зрителю отойти от экрана, как герои срывали маски, обнажая настоящие проблемы и переживания. Как и в реальной жизни, они скрывают свой неидеальный мир от посторонних, выставляя напоказ наигранные счастливые сцены.


Для реализации идеи авторы разработали программу с использованием технологии компьютерного зрения на базе библиотеки ОpenCV. Это позволило в реальном времени распознавать лица и удерживать на экране видеоряд, в котором герои «играли на публику», и моментально менять картинку, как только зритель отворачивался.

Интересно, что арт-объектом стало и само взаимодействие с «видеокартинами». Авторы создали условия, в которых рассматривающий инсталляцию становился участником проекта, а реальным зрителем был тот, кто наблюдал процесс со стороны.



Второй частью проекта стало создание интернет-площадки art.lekh.ru. Она позволила оказаться «по ту сторону» видеозаписи и увидеть, как зритель в арт-пространстве реагирует на привычные, позитивные сюжеты, и как меняются действия героев, когда уходит наблюдатель. 


«Сегодня, когда мы ежедневно создаем идеализированные образы в жизни и соцсетях, они выступают привлекательнее тех, что «глубоко внутри». На фоне этого глубокие проблемы непроизвольно становятся недоступными для восприятия и понимания, их сущность остается вне поля зрения. Давление интернет-дискурса и создание образа с помощью притворных фотографий ограничивает реальное восприятие личности. Процесс подмены становится ужасающей действительностью, и оставаться вне поля зрения с настоящими переживаниями — почти норма. В нашем проекте мы акцентируем внимание на этой проблеме и предлагаем зрителю посмотреть на неё буквально под разными углами», — Константин Лех.




 

Рекомендуем

Патрик Зюскинд и его герои
Выставка «Другая часть нового мира», как эмоциональное преломление
Поль Верлен. Неприкаянный гений
Путеводитель по стране мертвых для всей семьи («Тайна Коко» реж. Ли Анкрич, Эдриан Молина)
333 года театру, который сменил множество имен, но остался верен своему-Одеон
Двадцатилетний забег Форреста Гампа
World Corporate Golf Challenge
Абэ Кобо «Быть напечатанным в России - большая честь для любого писателя»
Линия жизни Джонни Деппа, путь из безызвестности к всемирной славе
Классика в моде: от античности до наших дней