Партнеры Живи добром

«Вне поля зрения»


 

Современное искусство всё чаще входит в пространство науки и техники, становясь частью материальной культуры и в какой-то степени оправдывая то, что мы называем «современным». Вместе с тем оно неотделимо от культуры духовной, тем интереснее говорить со зрителем через искусство нынешнего дня, используя новые технические инструменты. 


Именно так, с помощью технологии распознавания лиц и компьютерного зрения, создали свой арт-проект «Вне поля зрения» (Out of sight) программист и художник Константин Лех и фотожурналист Валерия Завьялова.


Проект является двусоставным, представляя видеоинсталляцию и интернет-платформу art.lekh.ru — сегодня здесь размещена основная часть работы. Авторской задачей стало изображение того, что находится «вне поля зрения» каждого из нас во время вопиющей популярности соцсетей, придуманных образов и излишней наигранности. Лейтмотив произведения — «глубоко внутри».  



Дебютная часть проекта — видеоинсталляция — впервые была представлена зрителям в декабре 2015 года в арт-пространстве «Корабль Брюсов» в качестве эксперимента. Посетители видели на экране привычные бытовые сцены, в которых люди смеялись или обнимали друг друга. Но стоило зрителю отойти от экрана, как герои срывали маски, обнажая настоящие проблемы и переживания. Как и в реальной жизни, они скрывают свой неидеальный мир от посторонних, выставляя напоказ наигранные счастливые сцены.


Для реализации идеи авторы разработали программу с использованием технологии компьютерного зрения на базе библиотеки ОpenCV. Это позволило в реальном времени распознавать лица и удерживать на экране видеоряд, в котором герои «играли на публику», и моментально менять картинку, как только зритель отворачивался.

Интересно, что арт-объектом стало и само взаимодействие с «видеокартинами». Авторы создали условия, в которых рассматривающий инсталляцию становился участником проекта, а реальным зрителем был тот, кто наблюдал процесс со стороны.



Второй частью проекта стало создание интернет-площадки art.lekh.ru. Она позволила оказаться «по ту сторону» видеозаписи и увидеть, как зритель в арт-пространстве реагирует на привычные, позитивные сюжеты, и как меняются действия героев, когда уходит наблюдатель. 


«Сегодня, когда мы ежедневно создаем идеализированные образы в жизни и соцсетях, они выступают привлекательнее тех, что «глубоко внутри». На фоне этого глубокие проблемы непроизвольно становятся недоступными для восприятия и понимания, их сущность остается вне поля зрения. Давление интернет-дискурса и создание образа с помощью притворных фотографий ограничивает реальное восприятие личности. Процесс подмены становится ужасающей действительностью, и оставаться вне поля зрения с настоящими переживаниями — почти норма. В нашем проекте мы акцентируем внимание на этой проблеме и предлагаем зрителю посмотреть на неё буквально под разными углами», — Константин Лех.




 

Рекомендуем

Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра
Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
"Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ" на кинофестивале в Венеции
Рени Гвидо — подражатель античности или мастер высокой техники?
«Груда тела и суматоха явлений». Памяти Григория Михайловича Поженяна
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Живые работы культового мастера
Наталья Кустинская - «Советская Брижит Бордо»
Герой нашего времени ("Дуэлянт" реж. Алексей Мизгирёв)
Стражи Галактики в Москве