Партнеры Живи добром

Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих


Жить в тени известного человека никогда не бывает просто. Такова судьба многих жен и сыновей, но Святослав Рерих и его брат Юрий – редкие люди, сумевшие эту судьбу преодолеть и ставшие известными еще при жизни своего отца, Николая Рериха. Первый раз в жизни Святослав соприкоснулся с живописью через своего отца, известного пейзажиста - тот позволил ему помогать рисовать декорации к Дягилевским сезонам. Потом, уже после своего становления как художника, он много писал свою жену – Девику Рани, к которой окончательно переезжает в Индию в двадцать семь лет. Святослав Николаевич совершает потрясающую с точки зрения преемственности вещь: он продолжает отцовские живописные традиции, выходя за их пределы.

Сам стиль Святослава Рериха крайне экспрессивен, его мазки - широкие и уверенные. Он пишет картину так, что мы, глядя на нее, понимаем - это реализм, но реализм не такой, каким мы привыкли его видеть, это реализм, передающий особенное видение художника, несущий в себе его яркую индивидуальность.

Svyatoslav-Rerih.-Duhovnoe-iskusstvo.-Krasnaya-zemlya.-1953.jpg

Индийский период, который, кстати, и определил Святослава Рериха как автора картин во многих отношениях, это период ярких, размашистых красок, и точных, почти фотографичных портретов, часть из которых висит сейчас в центральном зале парламента в Индии, в Нью-Дели.

Но и у Святослава Николаевича были сложные периоды. Его отец писал о нем: “Святослав собирается уничтожить часть своих картин, которые перестали ему нравиться. Трудное это дело. Часто не угадать, что именно можно обречь огню. В свое время было уничтожено порядочное количество картин, этюдов, эскизов. Да и теперь немало обреченных. А потом часто жалеешь, что нечто не было доведено. Если сегодня что-то разонравилось, не захочется ли вернуться к тому же? В конце концов, зря были порушены: "Каменный век", "Божий дом", "Охота", "Отдых" и многие другие. Лучше бы просто отставить и временно забыть. Потом, может быть, взглянулось бы глазом обновленным. Иногда случайное освещение, настроение подскажет новый подход, а холст, уже напитанный краскою, заманчив”.

Svyatoslav-Rerih.-Duhovnoe-iskusstvo.-Svyashhennaya-fleyta-1.-92h139-Holst-tempera-maslo.-1946.jpg

Как ни странно, многие биографы упускают существенную и значимую часть жизни художника - его исследовательские поездки по Индии с отцом, где он собирал, описывал и увлеченно искал предметы искусства Востока. При этом, несмотря на бесконечное увлечение Индией и любовь к ней, все биографы (в частности, Татьяна Ивановна Мурашкина) отмечают, что Святослав Николаевич удивительным образом сохранил русскую идентичность, и без всяких усилий оставался русским интеллигентом. Многие люди из его окружения отмечали в нем удивительную склонность к мышлению и способность учить, расширять у других людей сознание.

Есть несколько слоев восприятия: первый, это когда мы видим картину впервые, незамыленным глазом, стремясь ухватить то самое, что в ней понятно без всяких дополнений, без объяснения. Второй - это когда мы узнаем подтекст этой картины, ее историческую эпоху, ее создателя, и картина раскрывается перед нами уже иначе, совсем другим способом. Если смотреть на картины Святослава Рериха, зная его жизнь, его взгляды, его увлечения, в конце-концов, множественные таланты других членов его семьи, то видно его развитие и становление как художника.

roerichs84.jpg

Взять, например, его картины 1930х годов. “Две вершины” (1934г.) - это практически полное заимствование стиля у отцовских пейзажей, это такие же горы, такие же линии, тоже использование цвета. Картина “Девика Рани Рерих” (1951г.) совсем другая, там уже нет таких резких линий, там цвета соединяются в совсем иное созвучие, их становится меньше, они сами становятся намного лаконичнее. Появляются тени, а не четкий, до миллиметра выписанный пейзаж.

История искусства, однако, не выносит повторений в любой форме и оставляет в памяти самых ярких представителей своей эпохи. Именно поэтому всегда больше будут говорить о Николае Рерихе, чем о Святославе, несомненно, талантливом, но все же его сыне и преемнике.

 

Александра Адамовская




 

Рекомендуем

Евгения Симонова. Жизнь на сцене и за кулисами
Выставка «Детское утешение для глаз и души: Книжные памятники XVIII — первой половины XIX вв. из фондов ГПИБ»
Новый проект музея Востока
«Ядовитая девочка» Дрю Бэрримор
Выставка. «Парк Янтарного Периода»
Борис Штерн. На гребне четвертой волны
Выставка «Россия на всемирных выставках»
Выставка «Степные истории. Продолжение…» в Музее Востока
Татьяна Лиознова - «Железная леди» отечественного кино
Мариус Петипа - «Эпоха русского балета»