Творческая интуиция Фредерика Шопена
Фридерик Шопен был проницательным, обаятельным и мягким, наделенным не только музыкальным, но и актерским талантом. Одаренность, любовь к музыке, упорство и трудолюбие проявлялись в нем с самого рождения. Собственные композиции он начал сочинять уже на восьмом году жизни. Тогда же он уже играл для императрицы Марии Федоровны, а князю Константину (брату Александа I) Фридерик подарил военный марш. Знаменитая оперная певица Анджелика Каталани подарила десятилетнему Шопену золотые часы в знак признания его таланта, Александр I дарит пятнадцатилетнему композитору золотой перстень. Талант Шопена признали сначала в Варшаве, в Вене, в Париже, а затем и во всем мире.
Портрет молодого Шопена лучше всех дает Еугениуш Скродский:
«Его невысокий рост, слабое телосложение и впалая грудь заставляли опасаться, не болен ли он, как и его сестра, Эмилия чахоткой. У него был необыкновенно красивый и высокий лоб, выразительные, кроткие глаза, не поражавшие красотой с первого взгляда, но если к ним присмотреться – прекрасные, ибо они озаряли его гением. Волосы буйные, густые, вьющиеся, как у отца, темные, с легким рыжеватым оттенком. Крупный нос придавал чертам какую-то значительность, и хотя сами по себе они не были красивы, тем не менее, лицо Шопена было очень привлекательным. Зубы еще смолоду доставляли ему немало страданий. У Шопена была удивительно маленькая, изящная стопа, прелестные белые выхоленные руки с длинными и нежными пальцами, которые он временами немного картинно опускал на колени. Очень подвижный и порывистый, в беседе он блистал остроумием, подчас весьма колким, к сестрам относился с большой нежностью, к родителям, даже в зените славы, оказывал самое глубокое почтение, и несмотря на свое положение, обретенное трудом и дарованием, низко склонял голову перед теми, кому был обязан жизнью».
Фридерик Шопен (Фридерик Францишек Шопен) родился 1 марта 1810 года в семье француза Николая Шопена и полячки Юстыни Кшижановской. В книге актов броховского прихода, где был крещен этот музыкальный гений, записана дата рождения – 22 февраля 1810 года. Однако сам он и его родственники в письмах указывают на дату 1 марта. В датах тогда вообще часто ошибались.
Фридерику Шопену повезло родиться в милой польской деревушке Желязова-Воля. С детства его окружали очаровательные березовые рощи, широкие пашни и луга. Здесь протекает речка Утрата, на берегу которой стоит белая усадьба польской архитектуры XIX века, в которой жил Шопен. В семье всегда царили любовь, понимание, нежность и уважение. У Фридерика Шопена были еще и старшая сестра Людовика 1807 года рождения, младшие сестры Изабелла 1811 года рождения и Эмилия 1812 года рождения. Самым любимым и хорошим другом Фридерика была Людовика.
В 1810 году, когда Фридерику было всего 7 месяцев, Шопены переезжают в Варшаву, где они вскоре открывают пансион для состоятельных учеников. Это значительно поправило материальное положение семьи, а также снискало ей хорошую репутацию и множество ценных знакомств.
«Дом Шопенов был исключительно приятный, - вспоминает Юзефа Косцельская, урожденная Водзинская, сестра Марии, предмета пламенной любви Шопена, - а его душой оставалась мать Шопена, женщина обаятельная и мягкая, что, впрочем, она передала своему единственному сыну. От нее он унаследовал и талант к музыке». В записях современников есть интересный факт. Фридерик Шопен часто говорил о том, как ему не повезло с фамилией, раз его так часто принимают за француза. Он был поляком и патриотом своей родины.
Первым музыкальным учителем Шопена был чех Войцех Живный. Удивительный талант Фридерика раскрылся очень рано. Уже в 1818 году, когда Фридерику было восемь лет, в варшавском ежемесячнике «Варшавский дневник» о нем писали следующие слова: «…подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет на фортепиано труднейшие пьесы, но и сочинил уже несколько танцев и вариаций, которыми не перестают восхищаться знатоки искусства».
В 1823 году Шопен поступил в IV класс Варшавского лицея, где успешно проучился три года. В 1824 году им было написано множество полек и мазурок – отголоски тоски по родной земле, которые часто будут проступать в его творчестве. В период своего обучения в Варшаве, ему часто удавалось встретиться с выдающимися музыкантами-виртуозами. Они останавливались здесь с концертами по пути в Петербург. Здесь он присутствует на концерте Паганини, слушает Каталани и многих других великих и знаменитых музыкантов своего времени.
Ему удалось сыграть для Анджелики Каталани. Она была им так восхищена, что подарила золотые часы с дарственной надписью «Десятилетнему Фридерику Шопену». Здесь же, в Варшаве возрасте одиннадцати лет он дарит Полонез ля-бемоль мажор своему учителю, в возрасте двенадцати лет она дарит Полонез соль-диез минор Госпоже Дюпон. В июне 1825 года Фридерик дает концерт на новом инструменте – эоломелодиконе. На концерте присутствовал русский император и король Польши Александр I, который дарит молодому Шопену золотой перстень в знак «монаршей милости».
В 1826 году Фридерик Шопен оканчивает Варшавский лицей и поступает в Главную школу музыки, где его обучает Юзеф Эльснер (немец по происхождению, но такой же ярый польский патриот) – директор и дирижер Варшавской оперы. Эльснер сразу замечает огромный талант в молодом человеке.
Когда Шопену исполнилось шестнадцать, врачи нашли у него и его сестры Эмилии туберкулез, который тогда еще не умели лечить. Ему прописывают водолечение. Перед обучением в Главной школе музыки, семья Шопена летом едет в Душники – курорт, славившийся своей лечебной силой. Сегодня сюда приезжают поклонники творчества Шопена и музыканты, надеющиеся обрести здесь вдохновение. Курорт значительно поправил здоровье Фридерика, но Эмилии это лечение не помогло. Через год, в четырнадцатилетнем возрасте, она умерла.
Это событие повергло в горе всю семью Шопенов. Вскоре они переезжают в новую квартиру, где Шопен уходит в себя, часто оставаясь наедине в своей комнате, которую он называет «убежищем». Тогда же он с головой погружается в музыку и пишет много новых произведений.
1827 и 1828 годы были особенно плодотворны. Шопен создает Сонату до минор, Полонез ре минор, Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан», Ноктюрн ми минор, два вальса: ля-бе-моль, ми-бемоль мажор, Рондо до мажор для двух фортепиано, Полонез си-бемоль мажор, Рондо а ля краковяк для фортепиано с оркестром.
Николай Шопен заботился об образовании сына. Он хотел отправить Фридерика за границу – познакомиться с мировым музыкальным искусством. В 1828 году появляется такая возможность. Шопена отправляют в Берлин в сопровождении друга семьи, профессора зоологии Феликса Яроцкого, который едет в Берлин на съезд естествоиспытателей.
Фридерик не терял времени в этом путешествии. Он часто ходил в оперу, знакомился со знаменитыми произведениями искусства и популярными артистами. Больше всего его восхитила Оратория «Праздник Цецилии» Генделя, он писал домой, что она «более близка к тому идеалу высокой музыки, который я себе составил». Эта поездка дала молодому музыканту много новых знаний и впечатлений.
В 1829 году Шопен оканчивает Главную школу музыки. Напротив его фамилии в журнале учеников было подписано «музыкальный гений». Так его назвал Юзеф Эльснер, позже за ним повторял весь мир.
Феноменальный талант Шопена привел к большой популярности композитора в Варшаве. Его разрывали, приглашая на светские вечера и рауты. «Видеть у себя Шопена, слушать его игру было величайшим наслаждением, какое могла дать в те годы Варшава», - писал современник Юзеф Сикорский.
В это же время Шопен сталкивается с серьезной проблемой. Светская жизнь мешает молодому композитору развивать свой талант. При этом он понимал, что все те знакомства, которые он заводит в светском обществе, помогут ему в будущем, введут его в высшее музыкальное сообщество. Он пишет своему лучшему другу Титусу Войцеховскому: «За неделю я ничего не написал ни для людей, ни для бога. Бегаю от одного к другому и сегодня буду на вечере у Винценгерода, а оттуда на другой, к панне Кицкой. Можешь себе представить, как это приятно, когда просят импровизировать, а тебе спать хочется. Вот и угоди тут всем!».
Помимо светских кругов Шопен вращался еще и в кругах интеллектуальной молодежи, которые повлияли на него своими демократическими и патриотическими настроениями. В то время политическая обстановка в Королевстве Польском накалялась. Движущей революционной силой тогда была молодежь, которая сыграла большую роль в восстании 1830 года.
На фоне этих настроений в 1829 году Шопен создает Концерт фа минор. В своей книге Ярослав Ивашкевич отмечает: «Шопен был далек от политики и не всегда понимал, что, собственно, происходит вокруг него. Но чутким сердцем поляка и художника он впитывал эту атмосферу, ощущал ее каждым нервом, угадывал творческой интуицией».
Талант Шопена был признан в Варшаве, но учителей и друзей Фридерика мучило то, что его еще не признали в Вене – признанной столице музыкального искусства. Шопен отправляется в Вену, нагруженный рекомендательными письмами к значимым и знаменитым в музыкальных кругах людям.
Вена принимает Шопена очень тепло. Этот прием по большей части заслуга чеха Вильгельма Вюрфеля, бывшего профессора органной музыки в Варшаве. Он организовал первые два концерта Шопена в Вене. Первый концерт, который включал Вариацию си-бемоль мажор на тему «Дон Жуана» и Рондо а ля краковяк, привел к следующему письму Фридерика родителям: «На репетиции оркестр так плохо аккомпанировал, что вместо Рондо я играл свободную фантазию (импровизировал). Когда я появился на сцене, меня встретили аплодисментами, и после окончания каждой вариации были такие аплодисменты, что я совершенно не слышал оркестра. После окончания так аплодировали, что мне пришлось выйти второй раз и поклониться».
Светское общество восхищалось молодым польским дарованием, музыкальные критики осыпали его комплиментами. Этот успех открывал ему двери в Европу. После Вены Шопен побывал в Праге, Дрездене и Вроцлаве. После этого путешествия Шопен задумывается о своем дальнейшем образовании. Строятся планы насчет Франции, Италии, Германии. Но это требовало больших средств, которыми семья Шопенов не располагала. Было принято устроить несколько публичных концертов, которые оказались даже более доходными, чем планировалось. На первый концерт пришло 800 тысяч человек, а на второй 900.
В этот же период Фридерик Шопен влюбляется в Констанцию Гладковскую, белокурую брюнетку, стипендиатку правительства, дочь бургграфа варшавского замка. Она обучалась пению в Варшавской консерватории. Впервые он увидел ее в апреле 1829 года на показательном концерте, где она солировала, а познакомились они зимой 1829-1830 года. Эта влюбленность захватывает композитора. Он пишет Адажио из Концерта фа минор, работает над Концертом ми минор.
Свою влюбленность Шопен предпочел скрывать от всего своего окружения, кроме лучшего друга. Перед семьей он прикидывался влюбленным в графиню Александрину де Мориоль, при этом страдая от того, как Констанция Гладковская легко собирала вокруг себя толпы молодых русских и польских офицеров. Эта влюбленность была взаимной. Гладковская также признавала в себе большое увлечение Фридериком. Они старались оставить свои чувства в тайне, но это приводило к сценам ревности. 11 октября 1830 года Шопен дает прощальный концерт в Варшаве. Здесь он впервые исполняет Концерт ми минор. Однако он не собрал аншлага, которого ожидал композитор. В 1830 году большинство людей было увлечено совершенно немузыкальными темами. Их интересовало готовящееся восстание.
Когда в июле 1830 года парижане свергли Бурбонов, в Бельгии вспыхнуло восстание против Голландии, народные массы Варшавы не смогли больше сдерживать своего революционного порыва. На стенах появлялись надписи, призывающие к восстанию против гнета власти Российской Империи на территории Польского Царства. Уже осенью проходят многочисленные демонстрации. Интерес к музыке в Варшаве падает. Николай Шопен, как преподаватель, был тесно связан со студенческими и университетскими кругами. Он заранее знал о готовящемся восстании, и в начале ноября отправляет сына в Вену. Шопен уезжает в печальных настроениях, сжимая в руках серебряный кубок с горстью родной земли.
Перед отъездом он обменялся с Констанцией Гладковской обручальными кольцами, но им не суждено было больше встретиться. Они оба это как будто понимали. Через два года она вышла замуж, но через всю жизнь пронесла чувство к Фридерику. Всю жизнь она хранила его портрет и письма и незадолго до смерти сожгла их. В Вене Шопена встречают не так, как он ожидал. После восстания, на него смотрели, как на одного из тех поляков, которые подняли восстание против царя. В такой обстановке пришлось забыть о концертах, даже получение виз было проблемой. Из-за этого его планы на путешествие стали рушиться. Русские консульские власти не позволяли ему выехать из Вены. Чувство национального достоинства не позволило ему для решения этих проблем использовать рекомендательное письмо великого князя Константина к послу в Вене.
В это тяжелое время единственной хорошей новостью послужила печать Вариаций на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Музыкальным сообществом и критиками это произведение было встречено очень хорошо. Самой знаменитой рецензией стала рецензия Роберта Шумана в лейпцигском музыкальном журнале. Слова «Господа, снимите шляпы, перед нами гений!» прогремели на всю Европу.
Наконец Шопену удается получить визу. Он отправляется в Лондон через Париж. По пути он задерживается на целый август в Мюнхене, где с большим успехом исполняет Концерт ми минор. В начале сентября он отправляется в Штутгарт, где его застает весть о падении Варшавы – о ее осаде царскими войсками. На Фридерика нападает глубокая печаль и апатия. Страх за семью и возлюбленную привел к рождению таких композиций как: Этюд до минор (его часто называют революционным), Прелюдии ре минор и ля минор.
Вскоре Шопен отправляется в Париж, который в то время оспаривал у Вены звание музыкальной столицы. Здесь он знакомится с Россини, Керубини, Паэром и многими другими деятелями музыкального искусства. Всего за два месяца Шопен стал популярен и здесь. Он хотел дать концерт, но парижская публика привыкла к тому, что на концерте представлено сразу несколько знаменитых композиторов и музыкантов. Была большая вероятность того, что на концерт одного только Шопена никто не придет.
26 февраля 1832 года в Париже состоялся безумный, по мнению Шопена, концерт, где он исполнил фа минорный Концерт, Вариации си-бемоль мажор. Вместе с ним выступали Байо, Бродт, Калькбреннер. В Париже у него возникли материальные сложности. Деньги заработанные в Вене уже заканчивались, за концерт в Париже ему заплатили достаточную сумму, для того, чтобы жить некоторое время, но ему нужен был постоянный доход.Такой доход могли принести уроки, но его неприязнь к рекламе и большая конкуренция мешали ему найти обеспеченных учеников. Шопен уже думал возвращаться в Польшу, когда его пригласили играть в салоне банкирской семьи Ротшильдов. После этого выступления на Шопена посыпались предложения дорогих уроков от высшего общества Парижа. Он становится настолько популярным, что считается признаком хорошего тона брать у него уроки.В Париже у Шопена было много знакомых поэтов и музыкантов, вскоре он лично познакомился с французским королем Луи Филиппом. Сам Шопен, несмотря на свою польскую принадлежность, стал в Париже также знаменит и любим, как известные французы Бальзак, Дюма, Жорж Санд.
Родители Шопена скучали по сыну, но понимали, что встретиться можно только за границей, поскольку обстановка в Польше не располагала к появления там музыканта.
Счастливая встреча происходит в Карлсбаде (сейчас Карловы Вары). Это был целый месяц настоящего счастья и последняя его встреча с родителями. В личных вещах Шопена хранились связанные письма с надписью «Мое горе». В этой связке были письма, датированные 1835-1837 годами с семьей Водзинских, богатыми куявскими помещиками. Знакомство с ними произошло еще в пансионе Шопенов в Варшаве. Тогда Фридерик дружил с маленькой Марией Водзинской, дочерью Винценты Водзинского, и ее братьями, а 1835 году у него возникает к ней романтическое чувство.
Водзинские также покинули Варшаву во время восстания. Старший сын Антони поселился в Париже, где возобновил дружбу с Шопеном, а родители и остальные дети переехали в Женеву. Но встреча, которая привела к любви между Шопеном и Марией Водзинской состоялась в Дрездене. Официальное предложение было сделано в сентябре 1836 года. После этой встречи переписка с Водзинскими по большей части велась в интересах брака Фридерика и Марии. Однако этот брак не состоялся. Водзинских беспокоило слабое здоровье Шопена и его частые романы с поклонницами.
Но главной причиной, по которой этот брак не состоялся, стала Жорж Санд (Аврора Дюдеван, урожденная Дюпен). С самого начала она вызывала у Шопена неоднозначные чувства. Однажды он сказал своему другу Фердинанду Гиллеру такие слова:
«Что за антипатичная женщина эта Санд! Да и женщина ли она? Я склонен в этом усомниться». Но у Жорж Санд с первой встречи возникла симпатия к Шопену, и первый шаг на сближение сделала, конечно, она. Шопен на всю жизнь сохранил первую записочку от нее: «Преклоняюсь перед Вами».
Первое впечатление Шопена не скоро, но сменилось на симпатию. На такую симпатию, которую он не испытывал до этого. Жорж Санд была старше Шопена на 6 лет. У нее уже были дети и муж, с которым ее ничего не связывало. Ее любовь к Шопену это было смешение дружеских, любовных и материнских чувств. Именно это и было нужно Фридерику в новый разгар болезни, который пришелся на осень-зиму 1838 года. Они вместе проводили время на Мальорке, но полутропический климат совершенно пошатнул здоровье Фридерика. В феврале 1839 году Шопен и Санд уезжают в Марсель, где Шопена лечит знаменитый местный врач Кувьер. Его забота и любовь Санд поставили Шопена на ноги. И осенью 1839 они возвращаются в Париж, где живут в одном доме, но в разных квартирах. Пылкое чувство прошло. Они жили как добрые супруги и друзья. Она создавала для него семейную атмосферу, которой ему не хватало вдали от родины.
С 1838 по 1847 год (за исключением 1840 года) Шопен проводил лето в в Ноане в имении Жорж Санд, где были созданы его самые зрелые произведения: Баллада фа минор, несколько мазурок и ноктюрнов, Соната си минор, Скерцо ми мажор, и прочие. В Париже Шопен в основном занимался преподавательской деятельностью. Преподавал много, иногда целыми днями. За уроки брал большие суммы. Его могла себе позволить только верхушка общества, которая, несмотря на классовые различия, воспринимала его как себе равного. Выступал Шопен тогда мало и только в узких избранных кругах, а концерты давал раз в год но с ошеломляющим успехом. Вершина славы Шопена пришлась на 1839-1840 года. Он выделялся среди всех композиторов, исполнителей и виртуозов. Его никто не мог затмить. Он мог выбирать, где играть, а мог беспричинно отказывать желающим. Он зарабатывал много, но ничего не откладывал. Шопен любил роскошь. В начале 1847 года Шопен и Жорж Санд сильно поругались и разорвали свои отношения. Санд до последнего думала, что это на время. В 1848 году они встретились вновь, Жорж Санд и в этот раз сделала шаг навстречу Шопену, но тот остался холоден.
Осенью 1847 года его здоровье начало резко ухудшаться, а весной 1847 случился тяжелый приступ, после которого он уже ничего не писал и был слишком слаб, чтобы преподавать. Деньги уходили на лечение и траты стали еще большими. В таком состоянии, ради денег, ему пришлось дать концерт 16 февраля, билеты на который были распроданы задолго до него. Люди начали записываться на следующий концерт 10 марта, которому было уже не суждено состояться, поскольку 20 февраля 1948 году в Париже вспыхнула революция.
В такой обстановке было нечего делать Фридерику. Ради заработка и в поисках спокойствия он уезжает в Англию, куда его зовут ученица Джейн Стирлинг и ее сестра леди Эрскайн. Английский климат совершенно пошатнул его и без того слабое здоровье. Он не может давать уроки, выступает редко. Вскоре он посещает Шотландию и пишет другу Войцеху Гжимала, который был обеспокоен слухами о предстоящей женитьбе Шопена, такие слова: «Думаю я вовсе не о жене, а о доме, о матери, о сестрах. Да ниспошлет им бог бодрость духа. А куда тем временем делось мое искусство? А мое сердце, где я его растратил? (…) Я едва уж помню, как поют на родине. Жизнь, словно проходит мимо меня, я забываюсь, у меня нет сил; и стоит мне немного подняться, как упаду еще глубже. Я не жалуюсь, но ты спросил, и я объясняю, что мне ближе к гробу, чем к брачному ложу. Разум мой относительно спокоен».
Во Францию он вернулся в конце 1848 года. Он на некоторое время почувствовал себя лучше, но с середины января 1849 года стал настолько плох, написал письмо любимой сестре Людовике с мольбой о ее приезде. Она получила разрешение и вместе с мужем и дочерью приехала в Париж, что принесло огромное счастье Фридерику Шопену.
Он скончался 17 октября 1849 года в два часа утра в своей квартире на Вандомской площади. Похороны прошли 30 октября в церкви Мадлен под Реквием Моцарта. Его сестра Людовика , выполняя волю Фридерика, привезла его сердце в стеклянной урне из Парижа, где он похоронен на кладбище Пер-Лашез, в Варшаву.
Его музыка была революционной, пронизанной сочувствием, болью и переживаниями за польский народ. Вот что писал о Шопене Александр Еловицкий, известный деятель эмиграции: «Шопен взлетел над всеми, сказав себе: буду поэтом-музыкантом, и так стало, и никто не разгадает, больше ли у него музыки в поэзии, или же поэзии в музыке. При всем этом у него, как у истого поляка, столько национального чувства, что лишь сядет за клавесин – переносит мысли поляка-слушателя в Польшу и водит его по всей стране, пока не приведет в сердце ее – отчий дом».
Светлана Габриел
|
Рекомендуем |