Партнеры Живи добром

Яша Хейфец: дар забытому богом миру


Начиная эту статью, я задумался: почему всемирно известного скрипача зовут Яшей? Не Яковом, а именно Яшей? Хотя ни тот, ни другой вариант не будет абсолютно верным. Настоящее имя Яши Хейфеца – Иосиф. Сам Хейфец не любил, когда его называли Яшей и никому, кроме давних и близких друзей не позволял к себе так обращаться. Остальные же звали его  Мистер Хейфец, более близкие  - Мистер Эйч.


Яша Хейфец


Он родился 20 января 1901 года в Вильно. Уже в три года Яша начал проявлять неординарные способности в музыке и вскоре прослыл вундеркиндом. Большое влияние на становление Яши как музыканта оказала семья.  Его отцом был Рувим Хейц – скрипач-самоучка, у которого маленький Яша получил первые уроки игры на скрипке. Затем в возрасте четырех лет он продолжил свое обучение с Элиасом Малкиным лучшим педагогом города. Талант Хейфеца развивался  стремительно  и вскоре Малкин понял, что ему больше нечему учить этого одаренного мальчика. Настоящим же учителем, которого Хейфец считал вторым отцом, стал Леопольд Ауэр, профессор Санкт-Петербургской консерватории. 


В 9 лет музыкант переехал с отцом  в Петербург, чтобы обучаться в классе Ауэра. Время пребывания Яши в Петербурге выпало на расцвет серебряного века. Город был полон поэтов и художников. Это послужило благотворной почвой для развития музыкального таланта Яши. Это был дар забытому богом миру. Сам Хейфец позднее говорил: «Моя скрипка изливает то, что у меня в сердце. Это сокровенное чувство. По большей части моя душа бурлит где-то в глубине».  


В 1915 году Хейфец неоднократно выступал в Петрограде. Он был уже признанный виртуоз, поражавший совершенством игры, безукоризненностью стиля. Лето 1916 года Хейфец провел вместе с Ауэром в Норвегии. Американский импресарио, покоренный его игрой, подписал с юным скрипачом контракт на выступления в следующем году в США.


В 17 лет Хейфец покинул Россию и отправился в Америку, где в Нью-Йорке должен был состояться его концерт. В России в это время нарастали волнения, которые в последствии вылились в революцию. Страны, которую знал и любил Хейфец, не стало. В 1917 году Яша дебютировал на большой сцене и тут же прославился, это был взрыв. Зрителями в зале были выдающиеся музыканты. Все хотели посмотреть на чудо-мальчика из России. После своего дебюта в Карнеги холл Хейфец исколесил на поезде все штаты. В Россию он уже не вернулся. 


Яша Хейфец


Помимо любви к музыке Яша Хейфец очень любил камеру. Поэтому до нас дошло множество кадров из обычной жизни. Он быстро прижился на новом месте. «В Америке, как мне казалось, у меня была только одна цель - наслаждаться жизнью». Однако, в такой атмосфере Хейфец начал терять прежнее мастерство. После Нью-йоркского концерта в 1921 году мистер Хендерсон музыкальный критик газеты Sun написал жестокую статью. На Хейфеца она произвела неповторимое впечатление: «Таких слов я никогда прежде не слышал. Он написал, что я застыл на одном месте, что я подвожу его и всех слушателей в целом, что мне нужно быть настороже».


После этого Хейфец полностью посвятил себя музыке, из-за чего многие стали применять к нему эпитет «холодный». К нему вернулось утраченное совершенство. Однажды ему написал Бернард Шоу: «Дорогой Хейфец. Ваш концерт исполнил нас с женой волнением. Если вы и далее будете играть столь нечеловечески совершенно, Бог позавидует вам, и вы умрете молодым. Настоятельно рекомендую вам каждый день перед сном вместо молитвы играть что-нибудь фальшивое».


Яша Хейфец обрел колоссальную популярность по всему миру. Имя Хейфеца появлялось везде: от фильмов Вуди Алена, до Маппет шоу. Однако, все это было чуждо ему. Путешествовал он под вымышленным именем Джима Хойла. Под этим же именем он написал несколько песен.


Яша Хейфец


В Японии он выступал с благотворительными концертами, после того как там произошли два разрушительных землетрясения. Во время Второй мировой войны часто выступал перед солдатами на фронте, чтобы поднять их боевой дух. Однажды он должен был выступать с концертом под сильным дождем и ожидал, что никто не придет. Но, выйдя на сцену, увидел одного солдата, который сидел под зонтом. Позднее Хейфец сказал, что это был один из лучших концертов в его жизни.


Уже в пожилом возрасте Хейфец занялся преподаванием. Он не был демократичным учителем. Если кто-то из учеников приходил неподготовленным, то Хейфец брал с него штраф пол доллара. В этом плане прототипом для Яши послужил Леопольд Ауэр, который также был приверженцем жесткой дисциплины. Но это не мешало ему поддерживать хорошие отношения со своими студентами. Он часто приглашал их к себе в дом на праздники.


Яша Хейфец умер в покое, как и хотел. В своем завещании  он просил, чтобы его прах был развеян в океане перед его домом в Малибу. Мы же будем помнить Яшу Хейфеца как великого музыканта и педагога. Когда-то Фриц Крейслер, в присутствии других выдающихся скрипачей услышав игру юного Хейфеца, воскликнул: «Что ж, господа, не пора ли нам сломать об колено наши скрипки?» К счастью, никто скрипок не ломал, поэтому мы имеем сейчас Перльмана, Цукермана, Венгерова и многих, многих других.



Алексей Александров




 

Рекомендуем

Оперный бал Елены Образцовой в честь Франко Дзеффирелли
Мода без границ на Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Мировая леди Элеонора Рузвельт
Встреча с Гением, очереди и другие впечатления от ИгроМир и Comic Con Russia 2019
Анатолий Рыбаков: Дети Арбата
Кино. Премьера. "Дедушка легкого поведения"
Восточный принц высокой моды Зухаир Мурад
Этель Лилиан Войнич: в погоне за революцией
Как закалялось «Кино» («Лето» реж. Кирилл Серебренников)
Александр Шилов — летописец своего времени