Партнеры Живи добром

Альбер Камю – «Совесть Запада»



«Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными», – именно этой формулы придерживался яркий представитель своего времени, известный философ и писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю.


Несмотря на то, что традиционно его упоминают в списке экзистенциалистов, Камю никогда не соотносил себя однозначно с данным философским течением. За свою жизнь он успел пройти долгий и извилистый путь, не раз менял свои взгляды, примыкал к новым направлениям, в которых вскоре разочаровывался. В итоге, Альбер Камю создал множество гениальных литературных произведений, которые теперь ценят больше за их художественные, нежели философские достоинства. 


Альбер Камю


Сын XX века, он пережил вместе с миллионами других людей крах веры в гуманистические идеалы и личные трагедии: смерть отца, существование на грани бедности в Алжире, туберкулез, по причине которого перед молодым философом захлопнулась дверь к научной карьере, и социальное неравенство, которое Камю не только видел вокруг, но и прочувствовал на себе. Первые абсурдистские работы писателя 1930-х – начала 1940-х годов (философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний» и пьеса «Калигула») были направлены на примирение с алогичной реальностью и на поиск устойчивой почвы под ногами, обретению нового смысла в условиях, когда всякие нравственные ориентиры и моральные ценности отвергаются обществом. 


Философия атеистического экзистенциализма стала ответом на вопросы, звучавшие в душе молодого Камю. Религия как болеутоляющая пилюля отвергается им, экзистенциалисты предлагают смело смотреть в лицо абсурду жизни и провозглашают главной ценностью утверждение человеком самого себя. «Самая большая экономия, которая возможна в области мысли, — согласиться, что мир непознаваем, — и заняться человеком». Признавая единственной неизбежной вещью только смерть, Камю сам не отступает от исповедуемых принципов, а потому старается прожить жизнь во всей ее полноте, постоянно изменяясь и стремясь к развитию. 


Еще в студенческие годы он увлекается социалистическими идеями и даже вступает в 1935 году во Французскую коммунистическую партию, однако спустя какой-то год решает покинуть ее. Именно в те годы происходит разрыв между Альбером Камю и Жан-Полем Сартром, который открыто поддерживает идеологию сталинизма.


Не успев перебраться из Алжира во Францию и вплотную заняться журналистикой в газете «Пари-Суар», Камю отказывается сотрудничать с оккупантами и вынужден покинуть Париж. 


В 1942 году он с огромным энтузиазмом присоединяется к Сопротивлению и с риском для жизни участвует в деятельности подпольной группы «Комба», печатает «Письма немецкому другу» и знаковую статью «Кровь свободы».


Альбер Камю


Военные годы были не только сложными, но и по-настоящему плодотворными для Альбера Камю. В 1947 году свет увидел роман «Чума», за ним последовали пьесы «Осадное положение» и «Праведники». Эти произведения принесли писателю мировую известность и сделали его кумиром поколения и невольным вдохновителем студенческой революции 1968 года. Тема бунта личности против мироустройства стала центральной в этот период творчества Камю, от нигилизма он приходит к утверждению универсальных человеческих ценностей. 


«Шведские речи», подготовленные Альбером Камю к церемонии вручения Нобелевской премии в 1957 году, имели огромный резонанс и стали своеобразным итогом его философского и писательского опыта. Возможно, не случись 4 января 1960 года смертельной автомобильной катастрофы, мир увидел бы еще не одно перерождение Альбера Камю как философа, писателя и человека.


На протяжении своей жизни Камю оставался искренне предан искусству, в особенности театру. Уже с юности он участвует в постановках: сначала – в качестве актера (исполняет роль Ивана в пьесе по «Братьям Карамазовым» Достоевского, одного из любимейших своих авторов), затем – в качестве режиссера (с театральной труппой «Экип» он объехал весь Алжир в 1930-х годах), и наконец – в качестве драматурга, чьему перу принадлежит гениальная пьеса «Калигула». Сегодня эти работы Альбера Камю не только продолжают ставиться на сценах театров мира, но и служат основой сценариев для фильмов именитых режиссеров. Не ослабевающая с годами популярность произведений великого француза подтверждает их художественную ценность.



Татьяна Буланова



 

Рекомендуем

«Свой среди чужих, чужой среди своих» Эдуард Володарский
Великий художник («Леонардо да Винчи. Неизведанные миры» реж. Хесус Гарсес Ламберт)
Санкт-Петербургскому дому танца «Каннон данс» 20 лет
Женщина-туман: Мари-Мадлен де Лафайет
Опиум и мораль в творчестве Льюиса Кэрролла
Как стать актёром?
Папа против молотка ("Папа, сдохни!" реж. Кирилл Соколов)
Андрей Баскаков. Фотографии 1970-х — 1990-х годов
XVI Международный музыкальный фестиваль «ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА»
Премьерный показ спектакля «Чайка»