Альбер Камю – «Совесть Запада»
«Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными», – именно этой формулы придерживался яркий представитель своего времени, известный философ и писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю.
Несмотря на то, что традиционно его упоминают в списке экзистенциалистов, Камю никогда не соотносил себя однозначно с данным философским течением. За свою жизнь он успел пройти долгий и извилистый путь, не раз менял свои взгляды, примыкал к новым направлениям, в которых вскоре разочаровывался. В итоге, Альбер Камю создал множество гениальных литературных произведений, которые теперь ценят больше за их художественные, нежели философские достоинства.
Сын XX века, он пережил вместе с миллионами других людей крах веры в гуманистические идеалы и личные трагедии: смерть отца, существование на грани бедности в Алжире, туберкулез, по причине которого перед молодым философом захлопнулась дверь к научной карьере, и социальное неравенство, которое Камю не только видел вокруг, но и прочувствовал на себе. Первые абсурдистские работы писателя 1930-х – начала 1940-х годов (философское эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний» и пьеса «Калигула») были направлены на примирение с алогичной реальностью и на поиск устойчивой почвы под ногами, обретению нового смысла в условиях, когда всякие нравственные ориентиры и моральные ценности отвергаются обществом.
Философия атеистического экзистенциализма стала ответом на вопросы, звучавшие в душе молодого Камю. Религия как болеутоляющая пилюля отвергается им, экзистенциалисты предлагают смело смотреть в лицо абсурду жизни и провозглашают главной ценностью утверждение человеком самого себя. «Самая большая экономия, которая возможна в области мысли, — согласиться, что мир непознаваем, — и заняться человеком». Признавая единственной неизбежной вещью только смерть, Камю сам не отступает от исповедуемых принципов, а потому старается прожить жизнь во всей ее полноте, постоянно изменяясь и стремясь к развитию.
Еще в студенческие годы он увлекается социалистическими идеями и даже вступает в 1935 году во Французскую коммунистическую партию, однако спустя какой-то год решает покинуть ее. Именно в те годы происходит разрыв между Альбером Камю и Жан-Полем Сартром, который открыто поддерживает идеологию сталинизма.
Не успев перебраться из Алжира во Францию и вплотную заняться журналистикой в газете «Пари-Суар», Камю отказывается сотрудничать с оккупантами и вынужден покинуть Париж.
В 1942 году он с огромным энтузиазмом присоединяется к Сопротивлению и с риском для жизни участвует в деятельности подпольной группы «Комба», печатает «Письма немецкому другу» и знаковую статью «Кровь свободы».
Военные годы были не только сложными, но и по-настоящему плодотворными для Альбера Камю. В 1947 году свет увидел роман «Чума», за ним последовали пьесы «Осадное положение» и «Праведники». Эти произведения принесли писателю мировую известность и сделали его кумиром поколения и невольным вдохновителем студенческой революции 1968 года. Тема бунта личности против мироустройства стала центральной в этот период творчества Камю, от нигилизма он приходит к утверждению универсальных человеческих ценностей.
«Шведские речи», подготовленные Альбером Камю к церемонии вручения Нобелевской премии в 1957 году, имели огромный резонанс и стали своеобразным итогом его философского и писательского опыта. Возможно, не случись 4 января 1960 года смертельной автомобильной катастрофы, мир увидел бы еще не одно перерождение Альбера Камю как философа, писателя и человека.
На протяжении своей жизни Камю оставался искренне предан искусству, в особенности театру. Уже с юности он участвует в постановках: сначала – в качестве актера (исполняет роль Ивана в пьесе по «Братьям Карамазовым» Достоевского, одного из любимейших своих авторов), затем – в качестве режиссера (с театральной труппой «Экип» он объехал весь Алжир в 1930-х годах), и наконец – в качестве драматурга, чьему перу принадлежит гениальная пьеса «Калигула». Сегодня эти работы Альбера Камю не только продолжают ставиться на сценах театров мира, но и служат основой сценариев для фильмов именитых режиссеров. Не ослабевающая с годами популярность произведений великого француза подтверждает их художественную ценность.
Татьяна Буланова
|
Рекомендуем |