Партнеры Живи добром

Итальянский король страха Риккардо Фреда


Ежедневная британская газета The Guardian в своём некрологе от 24 декабря 1999 года показала Риккардо Фреда в первую очередь как известного кинорежиссёра костюмированных исторических драм. Удивителен тот факт, что автор статьи даже не упомянул о великом вкладе Фреда в индустрию хоррора.

Он во многом несёт ответственность за рождение латинского «поэтического ужаса», изменившего само отношение к понятию страшного, породившего новую волну фильмов ужасов, оставивших далеко позади голливудский хоррор 30-х годов.

Риккардо Фреда.jpg

Родившись в Александрии, в Египте, в чисто итальянской семье, Риккардо Фреда с детства был поклонником кино. Переехав в Рим в 24 года, он решил посещать лекции киностудии «Чинечитта» и зарабатывал на жизнь написанием сценариев. Через семь лет вышел его первый романтический костюмированный фильм «Дон Сезан де Базан».

Для съёмок Фреда сформировал собственную киностудию Elica. Ему нравились исторические драмы, но он всем сердцем не любил реализм послевоенного итальянского кино. Он не одобрял съёмки повседневности, на открытых улицах и без жёсткого сценария. Единственным режиссёром, чьим творчеством он восхищался, был Роберто Росселлини.

Через год Риккардо Фреда снял свою версию «Отверженных» Виктора Гюго. Фильм не удостоился восторгов критиков. Несмотря на это, у режиссёра был уникальный талант окружать себя лучшими сценаристами, операторами, актёрами и дизайнерами. Он смело брался за самые сложные задачи. В 1946 году вышел фильм «Месть чёрного орла» по мотивам А.С. Пушкина «Дубровский». Картина принесла Фреда успех и репутацию мастера фантазийного исторического фильма. За этим последовали «Спартак», «Теодора» и «Беатриче Ченчи». В последнем роль императрицы Феодоры сыграла одна из самых ярких актрис того времени - Джанна Мария Каннале, после ставшая его женой.

После Второй мировой войны хоррор как жанр кино и литературы, начал быстро распространяться на всех континентах, особенно в Америке и Англии. В поствьетнамском периоде не было ни одного кинотеатра без афиши о монстрах. Тогда никто не предполагал, что на территории Италии с жёсткой религиозной цензурой, чётким рационализмом и без какого-либо литературного наследия может возникнуть собственная хоррор-школа.

Риккардо Фреда.jpg

Нельзя сказать, что Риккардо Фреда снял первый итальянский фильм ужасов. До него это сделал Джованни Пастроне ещё в 1917 году. Однако, его немая картина «Волчица» не спровоцировала никакого интереса к данному жанру и оставалась единственной вплоть до конца 50-х годов. В 1957 году Риккардо Фреда с фильмом «Вампиры» дерзнул конкурировать с такими мощными киностудиями, как Universal и Hammer Film Production.

Эти гиганты давно поставили на поток Франкенштейнов, Дракул, Мумий и оборотней. Их успех был гарантирован мощным литературным наследием от кельтского фольклора до готического романа и классического детектива. В основе же истории Фреда лежала легенда об ужасной Элизабет Батори, которая купалась в крови девственниц для сохранения своей молодости и красоты. Особое отношение итальянцев к сексуальности породило первую женщину-монстра. В отличие от «хаммеров» итальянские фильмы ужасов и по сей день полностью авторские, их формирует оригинальность художника.

Восхитительным съёмкам Риккардо Фреда обязан своему другу Марио Бава, чья работа кинооператора и мастера по спецэффектам поистине гениальна. Благодаря его опыту съёмка фильма «Вампиры» длилась всего 12 дней.

Однако, друзей влекло разное: Бава упивался всем фантастическим — инопланетяне, призраки, мистика, а Фреда предпочел психологический ужас, не борьбу человечества с мертвецами, а внутренние запретные страсти, разрушающие даже самых уважаемых людей. Такой ужас он воплотил в готическом ужастике «Калтики, бесстрашный монстр» и в одной из лучших картин Риккардо Фреда «Ужасная тайна доктора Хичкока» с популярными актёрами Барбарой Стил и Робертом Флемингом. Стил была невероятно красивым молодым талантом. В её лице было что-то демоническое, при этом очень чувственное и располагающее. Однако, Фреда не использовал дуализм её лица, она заинтересовала его больше в роли беззащитной жертвы.

Риккардо Фреда.png

В основе этого зловещего атмосферного фильма ужасов лежит безумная история о неудавшейся попытке врача контролировать свою страсть к некрофилии. Образ мёртвой героини Стил и нависшего над ней безумного доктора стали самыми знаменательными в итальянском готическом хорроре. В нём уже заметно стремление Фреда к жанру джалло, сочетающего элементы криминального триллера и эротики. Режиссёр полностью погрузился в него, сняв фильм «Двуликий», рассказывающий о любви мужчины к женщине-лесбиянке.

Многие фильмы Риккардо Фреда не были особенно успешными в Италии, поэтому он часто пользовался псевдонимом Роберт Хамптон. Несмотря на это, он стал по-настоящему культовым режиссёром, оказал значительное влияние на своих современников и породил множество последователей. Творчество Фредо привело в настоящий восторг Европу и Америку, а его великолепные образы стали одними из самых мощных в истории фильмов ужасов.



Елена Дицкова




 

Рекомендуем

Воспитание убийцы («Подлинная история банды Келли», реж. Джастин Курзель)
Покровительство искусству ценою в жизнь
Ив Сен-Лоран: «Балансируя между радостью и тоской, я принес свою жизнь в жертву творчеству»
Еще раз о современной женщине ("В постели с Викторией" реж. Жюстин Трие)
Печать наследия. Иван Сытин
Что? Где? Когда? Афиша октября
Испанцы в космосе ( "Орбита 9" реж. Хатем Храиче)
Концерт, посвященный памяти жертв геноцида армян
«Лаборатория русского языка» в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)