Фильм «Шапито-шоу». «Есть много ремиксов, а песня – одна».
Музыкальная трагикомедия «Шапито-шоу» режиссера Сергея Лобана и сценариста Марины Потаповой вышла в свет в 2011 году. Лента, общим хронометражем составляющая три с половиной часа, в прокате для удобства была разделена на две части: «Любовь и дружба», «Уважение и сотрудничество».
В открывающей повествование новелле «Любвовь» юная девушка Вера (Вера Строкова) и монтировщик Лёша (Алексей Подольский), который ведёт свой блог в LiveJournal под причудливым ником Киберстранник, решают встретиться в реальности и проверить, могут ли их отношения получить развитие вне рамок интернет-пространства. Во второй части под названием «Дружба» Знаменский (Алексей Знаменский), занимающийся жестовым пением, ссорится со своими друзьями, потому что бескомпромиссно считает, что невозможно «вязнуть в собственном болоте» который год и бояться остального мира, мира слышащих. Он знакомится с компанией телевизионщиков под предводительством эксцентричного актёра Сени (Дмитрий Богдан). В «Уважении» показана история начинающего режиссёра Никиты (Степан Девонин), пытающегося понять и простить отца, именитого актёра (Пётр Мамонов), который, в свою очередь, стремится наладить отношения с сыном спустя восемь лет. «Сотрудничество» – финальная новелла, в которой продюсер Попов (Сергей Попов) собирается воплотить в жизнь свой проект «Эрзац-звезда» с помощью Ромы (Роман Кузьменко), поразительно похожего на лидера группы «Кино» Виктора Цоя. Проект «Эрзац-звезда» для Попова – манифест неоригинальности, которая не должна рассматриваться в негативном ключе, а Рома должен выступать в роли живого воплощения Виктора Цоя нашего времени. Но продюсеру предстоит ответить самому себе на вопрос – является ли это партнёрство сотрудничеством на равных? Поговорку «все дороги ведут в Рим» для этого фильма смело можно перефразировать во «все дороги ведут в Крым». Пути героев пересекаются в курортном городке Симеиз, под сенью шатра цирка шапито. Здесь герои второго плана одних новелл становятся главными героями других и наоборот.
В композиции фильма использован приём параллелизма (неслучайно Киберстранник упоминает рассказ Хорхе Луи Борхеса «Сад расходящихся тропок» о существовании множества параллельных миров, которые могут пересекаться) – основные действия происходят в одной локации и в определённый период времени с разными персонажами. Каждый из главных героев питает опредёленные надежды, связанные с поездкой в Крым, произносит изобличающий монолог перед своим оппонентом после крушения этих надежд и переживает катарсис на «Шапито-шоу» - шоу двойников. Кинокартина изобилует отсылками на современную и советскую культуру: к фильмам про ковбоев и индейцев с Гойко Митичем, к пионерскому движению. В караоке люди задушевно поют «Любовь похожую на сон» Аллы Пугачёвой, во время выступления двойника Майкла Джексона на сцене появляется огромный Мойдодыр, герои обсуждают последний фильм Никиты Сергеевича Михалкова. Примечательны и речёвки «пионерского» отряда имени Саманты Смит (юный посол доброй воли во времена Холодной войны), которые бодро скандирует актёр Сеня: «Раз-два — Элвис Пресли, Три-четыре — Виктор Цой, Леннон, Курт Кобейн, Высоцкий, Майкл Джексон — песню пой!»
Кинолента показывает всю красоту крымской природы – это и скалистая крепость Эски-Кермен, и зелёные леса, и сухие равнины Качи, и шумные пляжи Симеиза. Природа, окружающая героев, является отнюдь не пассивным, а активным началом в фильме. В момент наивысшего отчаяния героев на них обрушивается шторм, чтобы на следующий день вновь стать ветерком, подгоняющим морские волны к берегу.
Любовь, дружба, уважение и сотрудничество – основные формы отношений между людьми, препарируемые авторами с хирургической точностью и любовью к своим персонажам. Здесь у каждого своя правда, каждого героя можно понять, если посмотреть с точки зрения его убеждений и жизненных ценностей. Проникнуться симпатией к персонажам также помогает игра актёров: здесь и харизматичный Пётр Мамонов, лидер группы «Звуки Му», и молодые актёры, которые подкупают своей искренностью исполнения.
Саундтрек, записанный группой «Karamazov twins», является одной из главных составляющих «Шапито-шоу». Герои, стоящие на сцене шапито поют песни, напоминающие синти-поп 80-х годов, причудливо танцуют и задаются экзистенциальными вопросами, пытаясь понять, что происходит вокруг них: «Я слишком долго копался В своей бездонной душе, На элементы распался, Так что не склеить уже. И это все скорее минус, чем плюс, Это скорее минус, чем плюс. Но достаточно ли нас любит Иисус?» Глаз, венчающий пирамиду позади поющих – это и «взгляд внутрь себя» героев, и наш взгляд, взгляд зрителей, которые наблюдают за всем происходящим через маленькое отверстие. «Есть много ремиксов, а песня – одна», – поют музыканты в летнем кафе. Так и у нас одна жизнь, исходный материал, а как мы её воплотим, «аранжируем» зависит только от нас самих.
Фильм «Шапито-шоу» – это коктейль из комического и трагического, приправленный музыкальными номерами и поданный в охлаждённом виде на Южном берегу Крыма.
Айсина Ольга
|
Рекомендуем |