Партнеры Живи добром

"Это всего лишь конец света" реж. Ксавье Долан


"Это всего лишь конец света"


В российский прокат выходит фильм-лауреат Гран-при Каннского фестиваля «Это всего лишь конец света» Ксавье Долана. Эту картину 27-летний вундеркинд называет своей первой взрослой работой. И хотя некогда обласкавшие Долана каннские критики картину не оценили, нельзя не отметить, что режиссер действительно отошел от уже исчерпанной проблематики. Тем не менее, стилистический «почерк» Долана узнается с первых секунд: «Это всего лишь конец света» не лишен длинных закадровых вступлений, крупных планов и клиповых вставок.

По сюжету, основанному на одноименной пьесе Жана-Люка Лагарса, главный герой Луи решает навестить свою семью после 12 лет разлуки, чтобы сообщить о своей болезни. Героев фильма воплотили на экране Натали Бай (муза режиссеров любимого направления Долана – французской новой волны), Гаспар Ульель (Луи), Марион Котийяр (Катрин), Леа Сейду (Сюзанна) и Венсан Кассель (Антуан). Актерскую работу без преувеличения можно назвать главной причиной успеха фильма. Истерическая ругань сестры и матери Луи, категорический сарказм брата и неловкие заминки его жены заставляют думать о том, что в картине снимались вовсе не известнейшие актеры Франции, а обычная провинциальная семейка.  Именно поэтому конфликт фильма кажется столь близким зрителю из любого уголка планеты.

Приезд Луи устраивает переполох в доме Нипперов, где у каждого накопились свои вопросы, обиды и претензии к надолго покинувшему их родственнику. Это событие разрушает установившееся в семье мнимое равновесие  и заставляет героев снять маски. Выясняется, что не одному Луи приходится заново изучать родственников, но и им, живущим под одной крышей, тоже. Фильм наводит зрителя на размышления не только о том, насколько правильно покидать родительский дом, но и о том, стоит ли в нем оставаться? И, кажется, что правильное решение так и не было найдено режиссером.

Главный герой в фильмах Долана всегда особенно важен, так как он является воплощением самого режиссера, его душевного состояния и мироощущения. Долан нередко сам берется за исполнение этой роли, однако в новом фильме повествование ведет Гаспар Ульель. Трагичную судьбу его героя Луи, типичного долановского персонажа, можно рассматривать как отказ от старых образов, которые уже исчерпали себя и о которых все уже давно было сказано. Таким образом, режиссер подводит некий итог целой эпохе в своем творчестве. Это, несомненно, подогревает интерес к новой работе Долана «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», звездный каст которого поражает воображение.

Однако не будем забегать вперед и насладимся картиной «Это всего лишь конец света», которая придется по душе не только поклонникам режиссера, но и тем, кто любит сложные психологические драмы, где градус страстей зашкаливает и заставляет сердце биться быстрее. Также не оставит равнодушным и операторская работа, изобилующая крупными планами и создающая эффект замкнутого пространства. Будучи поставленным по пьесе фильм и в самом деле напоминает театральное представление, где за небольшими исключениями соблюдаются единства времени и места. А главное – в картине каждый зритель, несомненно, найдет пищу для размышлений.


"Это всего лишь конец света"


Надежда Афанасьева



 

Рекомендуем

Культура Vogue: там, где встречаются танец и стиль
Яша Хейфец: дар забытому богом миру
100 лет со дня рождения великого русского пианиста С.Т. Рихтера
Национальный Финал World Corporate Golf Challenge 2017: итоги
Жестокие игры ("Идеальные незнакомцы" реж. Паоло Дженовезе)
ПОП-АРТ. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн
Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)
Джон Хьюстон: жизнь в стиле «нуар»
Виртуальная экскурсия по музею ретро-автомобилей в Москве
Агния Барто. В ней жила душа ребенка