Партнеры Живи добром

Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)


Хороший мальчик


Одна из самых ярких кинопремьер года, к тому же российского производства – лента Оксаны Карас «Хороший мальчик». Сценарий написал Михаил Местецкий, который засветился в широком прокате уже второй раз за год – весной вышел «Тряпичный союз», где он, правда, выступил в качестве режиссера. Но и в «Хорошем мальчике» чувствуется его почерк – а потому в некоторых моментах слишком уж велик соблазн сравнить две ленты.

Не относительно «Тряпичного союза», а относительно тенденций в кинопрокате вообще, «Хороший мальчик» выделяется тем, что этот фильм совсем не стыдливый. Да, «дети» целуются (даже на уроке), мальчики влюбляются не только в сверстниц, и не только по достижении 18 лет, а взрослые тёти бреют ноги. Приятно, что режиссер не делает из этого сенсацию и не закрывают зрителям глазки, как маленьким. Потому что проблема, свойственная конвеерным фильмам – это боязнь показать здоровые отношения между людьми, в результате чего зритель видит в лучшем случае знакомство-поцелуй-секс в течение недели, а в худшем – узнает о вкусах, которые оказываются «весьма специфичны». В общем, «Хороший мальчик» – лента искренняя и светлая, куда более веселая и куда менее трешовая, чем «Тряпичный союз», поэтому смотрится легче.

В актерском составе мы видим любимых Местецким Александра Паля и Василия Буткевича. Исполнители остальных двух заглавных ролей из «Тряпичного союза» и правда не вписались бы в школьные годы чудесные. Тот же Паль играет уже учителя, правда, молодого и явно фриковатого. С одной стороны, он здесь на своем месте, но с другой – этот герой уж очень напоминает и бомбиста из «Тряпичного союза», а также отдаленно и Саню из «Страны чудес», и «Парня с нашего кладбища»... Снимается Паль достаточно, и хочется верить, что и у него, и у зрителей впереди много интересных и, главное, разнообразных ролей.

Про Василия Буткевича хочется сказать в основном то, что подросток Спича ему удался на ура. Несмотря на то, что древняя традиция приглашать актеров, которые явно старше своих героев, часто имеет плачевное визуальное воплощение, двадцатидвухлетний Буткевич смотрится весьма свежо и адекватно. Он тоже сохраняет черты героя «Тряпичного союза», но оказывается в прямом смысле на вторых ролях.

Ну и, конечно, Семен Трескунов – один из номинантов на «Открытие года» по версии GQ, и, кстати, вполне достойный. Сложно сказать, что сейчас у нас вообще есть какие-то приевшиеся молодые актеры, которых мы видим в каждом фильме или сериале (опять же с оглядкой на то, что подростков часто играют товарищи постарше), но новое талантливое лицо видеть в любом случае приятно. Видимо, мы попали в тот счастливый момент, когда старые мальчики с постеров в девичьих спальнях повзрослели, а новые еще не глядят на нас с каждого экрана и рекламного щита. Хотя для Семена это далеко не первый фильм – достаточно вспомнить ленту «Мамы», сериал «Семейный бизнес», комедию «Призрак» и даже недавний эпос «под старину» «София».

Сюжет строится на фоне подготовки к школьному празднику и расследования происшествия – пожара в компьютерном классе, хотя дело, конечно, не в этом. Просто Коля Смирнов решает проблемы по мере их поступления, причем не только свои, но и окружающих – то есть директора школы, учителей, и заодно немного наводит порядок в собственной семье.

Чем хороший мальчик отличается от тысяч других мальчиков? Во-первых, он храбрый. У него есть две дамы сердца – и он ищет ключ к их сердцам. Борется со смущением (и побеждает), говорит с ними, не скрывает своих чувств и очень старается не стесняться. Далее, хороший мальчик – принципиальный мальчик.  У него есть моральные ориентиры, он им следует, и хочет, чтобы другие поступали так же. Хороший мальчик справедлив, и хочет помогать другим, если с ними поступают нечестно. Конечно, Коля пока не очень хорошо понимает, что правда у каждого своя, но сам пытается найти такое решение, которое будет лучшим для всех. И, конечно, у хорошего мальчика есть маленькая суперспособность – удача. Просто судьба улыбается ему очень широкой улыбкой.

Но самое главное то, что хороший мальчик – будущий мужчина. Коля признает свои ошибки, и старается не убежать от них, а исправить. В сложной ситуации он не паникует, а старается держать все под контролем. А еще он не боится брать на себя ответственность за то, что творится с окружающими его людьми.

Что касается остальных персонажей, то здесь мы видим типичных учеников и учителей, хороших и не очень, какими они и бывают в обычных школах. За директора – убедительный Михаил Ефремов, который и сам играл школьников много лет назад. Татьяна Догилева вернулась на большой экран в небольшой, но запоминающейся роли завуча советской закалки. Ксюша, героиня Анастасии Богатыревой – нормальная, чуть избалованная девушка-подросток. Очень интересно смотрится экранная семья Коли. Герой Константина Хабенского напоминает что-то среднее между сумасшедшим ученым и географом из фильма «Географ глобус пропил». Он комичен, неудачлив, в семье ему не хватает авторитета, но в трудный момент он приходит на помощь сыну и оказывается очень мудрым отцом. А в плане отношений между родителями главного героя очень изящный штрих – момент с валокардином. Он там действительно нужен и важен, поскольку раскрывает образ мамы Коли, которую сыграла Ирина Денисова.

«Хороший мальчик» – лента очень своевременная. Она про то, кто такой герой нашего поколения. Не зубодробительный терминатор или всемогущий супермен, а герой на каждый день – такой же, как все окружающие люди. Только он очень старается быть тем самым хорошим мальчиком, поступать правильно и честно. А это, как мы прекрасно видим, не всегда просто. Тут нет эпических драк, как в голливудских (впрочем, к сожалению, и в русских) блокбастерах, нет суперзлодеев, и от их проделок не умирают милые сердцу второстепенные герои. «Впрочем, может, это и не нужно» – потому, что в пятнадцать-шестнадцать лет эмоции от первых поцелуев (ну, или чего посерьезнее), трагедия безответной влюбленности и проблемы в общении с «предками» куда серьезнее и сильнее. А супермен – это уже, извините, наивняк в красных трусах. Но речь совсем не об этом. А о том, что можно и нужно быть хорошим: быть честным и искренним, стремиться помогать другим, не просить ничего взамен, и не бояться ошибок. Ведь ошибки можно исправить, если их признать. И будет нам счастье.


Хороший мальчик


Яна Ларина



 

Рекомендуем

Детская фабрика ("Аисты" реж. Николас Столлер, Даг Свитлэнд)
Культура и общество: взаимодействие или противодействие?
Реакционер и эстет Александр Бенуа
Йоко Оно Леннон. Дитя океана
В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)
GRANT «Новое измерение 8G»
Герман Мелвилл. Матрос, таможенник, писатель
Фаддей Булгарин. Пчела, которая может ужалить
Кино. Классика. "Рим - открытый город" Р. Росселини
Ольга Кормухина: «Ну, удиви меня»