Булат Окуджава: олицетворение эпохи
Булат Окуджава - это воплощение душевности светлых и простых песен, незамысловатых гитарных напевов и с детства всем знакомых советских фильмов. За свою жизнь он успел сочинить песни, вошедшие в генотип русского народа, такие как “Ваше благородие, госпожа Удача”, “Нам нужна одна победа”, песня из кинофильма “Звезда пленительного счастья” и еще более 80 песен только в кинофильмах. Я не то, чтобы от скуки,
Он был одним из того поколения “шестидесятников”, которое вывело романтизацию походного быта и песен у костра на всеобщее признание среди советской интеллигенции. Бардовские традиции возникли не на пустом месте, они стали следствием политического произвола в стране. Жизнь Булата Окуджавы тесно вплетена в канву исторической судьбы России. Его родители - убежденные большевики - исчезли в горниле сталинских репрессий 1930-х годов. На его глазах легенда о великом и всемогущем товарище Сталине, дарующем русскому народу счастливую жизнь, рассыпалась в прах.
Окуджава, как и многие интеллигенты и даже простые семьи сталинской эпохи и дальше периода оттепели, при любой возможности сбегали в лес, на природу, где не нужно скандировать надоевшие лозунги, изображать истерию всеобязательного оптимизма про светлое советское будущее. У общего костра, распевая авторские песни под гитару, Окуджава чувствовал себя свободным от тотального контроля над профессиональной и личной жизнью. О контроле и диктате Окуджава знал не понаслышке. Он много работал редактором литературной газеты, сотрудники которой обязаны были писать про то, что требовали НКВД, а за любые самовольные действия мог последовать арест или опала. Пара лет такого рода литературного рабства привела к тому, что поэт уволился со службы и с тех пор посвятил свою жизнь исключительно творческой деятельности.
1960-1980-е годы прошли для Окуджавы под знаком оглушительного успеха. Пластинки с его песнями распространялись с огромной скоростью и завоевывали сердца жителей, истосковавшиеся по простым и искренним стихам. Жизнь поэта завершилась тем же историческим циклом, которым и началась: революцией. Исторически поэты часто становятся не только свидетелями политических переворотов, но и активными участниками. Д.В. Быков, посвятивший Булату Окуджаве биографическую книгу, сравнивает его судьбу с жизнью А. А. Блока перед смертью. Что жизнь прекрасней смерти – аксиома,
Как и А.А. Блок, Окуджава поддержал антиправительственные военные выступления. В 1993 году он выступил за применение силовых методов воздействия на роспуск Верховного совета РФ, выступавший против либеральных реформ Б. Н. Ельцина. Окуджава, в ряду других видных культурных деятелей, поставил свою подпись в так называемом “письме 42-х”, что привело к охлаждению любви публики. Многие его коллеги решительно осудили подписание этого нетерпимого письма, написанного в духе сталинского режима: осудить, закрыть, запретить без суда и следствия. Вымирает мое поколение,
Помимо публичного осуждения, демонстративно растаптывали пластинки с его песнями. Неосторожный политический шаг в поддержку президента, отражал общую растерянность поэта на склоне своих дней. Стихами своих последних лет Окуджава был недоволен. Его деятельность сводилась большей частью к участию в общественных организациях (входил в комиссию по распределению государственных премий, по решению о помиловании).
Атмосфера всеобщей потерянности, как страны, так и ее культурных представителей, знаменовала последние годы жизни поэта. Его смерть была случайной и в то же время закономерной. Заразившись гриппом от своего сотоварища по либеральным идеям, он умер во Франции в возрасте 73 лет. Старость – явление не возрастное. То ли итог поединка с судьбой, то ли, быть может, предчувствие злое, то ли сведение счетов с собой. Вот и дочитана сладкая книжка, долгие годы в одно сведены, и замирает обложка, как крышка, с обозначением точной цены. Анна Иоки
|
Рекомендуем |