Партнеры Живи добром

Быстро сгоревшая жизнь Всеволода Гаршина


1877 год… Зарево войны вновь поднялось над страной. Проведение эффективной внешней кампании со стороны Российской империи могло бы поразить сразу три цели: погасить революционные настроения в стране, помочь взять реванш после Крымской войны и удовлетворить массовое движение поддержки славянского движения.    

Борьба балканских славян за свободу и независимость привлекала многих людей России, но с разными интересами: кто-то искал наживы, другие - приключений, третьи были разочарованы в жизни и с погасшей искрой в глазах шли на войну, как Вронский из романа Л. Толстого «Анна Каренин». Существовал и четвертый тип добровольцев - те, кто шел в действующую армию и думал только о защите независимости славянской страны, кто не считал делом чести находиться дома, когда многие люди терпят лишения. Так, променяв покой на солдатскую экипировку, на тяжесть военных походов, разделил с военными горькую ношу Всеволод Михайлович Гаршин, молодой человек 22-х лет, который оставит след в русской литературе.  

 
Такое рвение было оправдано детством будущего писателя. Родился он 2 февраля 1855 года в имении «Приятная долина» Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровск) в семье офицера из дворянского рода, корнями уходившего во времена Ивана Грозного.  

 
Ранние воспоминания Всеволода связаны с войной, офицерами, которые постоянно бывали в гостях у его отца. 


Мальчик мог слушать истории об отважных подвигах, походах часами, и, постепенно, в детском разуме сформировалась мысль о том, что надо неотложно идти и защищать отечество:


"Прощайте, мама, - грустно произнес Всеволод, - я иду в солдаты. Что ж делать, все должны служить."

Ребенка удалось отговорить от этой затеи усилиями нянечки. Спустя некоторое время произошла реальная трагедия, особенно ранившая детское сердце. В то время семья Гаршиных жила небогато и однообразно: азартные игры, пьянство, скука, сплетни. Все это откладывало гнетущий отпечаток на мать Всеволода. Так, полюбившая молодого учителя с революционным обаянием, которое отличало его от всех людей, окружавших Екатерину Степановну, она сбежала с ним из дома в Петербург. Мальчик безмерно любил свою мать и болезненно воспринял ее уход. Возможно, именно это событие способствовало рождению некого меланхоличного оттенка в его таланте, а также раннему развитию ребенка: к семи годам он прочитал огромное количество книг от «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго до «Что делать?» Н. Г. Чернышевского. 

гаршин.jpg

В 1963 году Всеволод переезжает к матери в Петербург. Годом позже он поступает в гимназию, где мальчику, развитому и начитанному больше, чем его сверстники, было очень скучно. Уже будучи в 4 классе, он сочинил поэму о быте в гимназии, подражая произведению Гомера «Илиада». Четырьмя годами позже он пишет этюд «Смерть». Одновременно с этим у Гаршина начали проявляться симптомы душевной болезни: возросшая раздражительность, нервозность, злость, помешанность на непонятных химических опытах и мистические разговоры о них с приятелями. Так начался его путь к печальному концу жизни.

В 1974 году он поступает в Горный институт. В ту пору набирало обороты «хождение в народ». Тогда Гаршин понял, что народники не смогут повести за собой крестьянство на борьбу с царизмом. На порог, тем временем, приходит 1877 год. Весной выходит его первое произведение «Подлинная история Н-ского земского собрания». 

А позже он пишет письмо своей матери: 

"Мамочка, - пишет Гаршин, - я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня… Благословляю…"

Так, молодой человек и очутился в центре военных действий. Во время операции близ деревни Айясляр он получил ранение в ногу, а затем был доставлен в лазарет. Рана оказалась неопасной, однако, его все равно отправили на лечение на Родину. Тут Гаршин начинает литературную деятельность: в свет выходит рассказ «Четыре дня» в журнале «Отечественные записки» как протест против войны. Однако скоро он был представлен к чину офицера, а военная служба всячески исключала писательство.

"Но я буду писать, пока не посадят."


Его начинают приглашать в разные журналы: «Слово», «Стрекоза» и многие другие. Публикуются его рассказы «Очень коротенький роман», «Происшествие», «Красный цветок». 

Одновременно, в голове у Гаршина одна за другой сменялись мысли: его пугает армейский быт, он хочет закончить свое образование. Логическим решением для него был уход в отставку. 

гаршин3.jpg

1882 год, кружок молодых писателей, постоянные его собрания свели Всеволода с И. Е. Репиным. Стоит отметить, что лицо Гаршина было красиво по-особенному: его глаза, «полные серьезной стыдливости», на которых часто можно было увидеть слезы. Это было еще одно проявление его душевной болезни. Репин решил писать с него образ царевича для картины «Иван Грозный и сын его Иван», через некоторое время молодой человек послужил художнику основой для главного героя в работе «Не ждали». Всеволод на этом этапе своей жизни, пронизанным искусством, пишет рассказ «Художник».  
 
Примерно в это же время, в 1883, он женится на Надежде Михайловне Золотиловой. Со времен института она была ему верным другом, который ждал его с войны, переживал за его душевное состояние, стойко переносил долгие разлуки и искренне радовался каждой встрече, а потом время сделало ее любящей женой. Этот период был одним из самых плодотворных в его жизни. С каждым годом его болезнь усиливалась: припадки тоски, слезы, нескончаемая депрессия… Свое состояние он описывал так:

"Я никогда так не хотел умереть, как теперь. О самоубийстве я, конечно, не думаю: это была бы последняя подлость."

В марте 1988 года Всеволод решил отправиться в Кисловодск для того, чтобы поправить свое здоровье. Он не мог уснуть всю ночь перед отъездом: его охватила тоска, ощущение того, что свет потух, бороться поздно и незачем. Он вышел на лестницу, движимый своей бессонницей и помутневшим разумом, и бросился в пролет. 

Так умер Всеволод Михайлович Гаршин, русский писатель с тяжелой судьбой. Через 50 лет в газете «Правда» напишут:  
 
"Он был художник в полном и высоком значении этого слова. Взыскательный, строгий к себе. То, что Гаршин успел создать за свою короткую, обидно быстро сгоревшую жизнь, принадлежит к лучшим образцам нашей литературы."


Алёна Тарасова


 

Рекомендуем

Марлен Хуциев. Кино без толики фальши
Всеволод Мейерхольд. Реформатор и новатор
В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)
Кино. Личность. Алескей Балабанов
"Звёзды на Байкале-2016". Видео-дневники
Мода и кино. История идеальной дружбы
Художник широкого профиля Эль Лисицкий
FollowTheFabrika. Шестой этап
Роберт Шекли: простой человек с фантастическим талантом
XXXVIII Московский международный кинофестиваль