Партнеры Живи добром

Джон Гей: певец народа


Конец XVII – начало XVIII века. На арене литературной жизни Англии появляется новая фигура. Кто этот незнакомец? Почему именно он снискал расположение таких ключевых фигур того времени, как А. Поуп, Дж. Свифт и У. Конгрив? Конечно же, мы имеем в виду Джона Гея. Поэт, драматург, кроме высоких литературных произведений, он писал и низкие: басни, песни, пасторали, комедии. В произведениях Джона Гея глубокие мысли и идеи подчас скрываются за поражающими своей простотой словами. В какой-то степени это помогло поэту иметь успех среди широких народных масс.


Джон Гей родился в Барнстебле, графстве Девоншир. Вначале он был простым помощником торговца тканями, но после выхода в свет сборника хвалебных стихотворений под названием «Современное состояние умов» (“The Present State of Wit”) в 1711 году, он попадает в литературные круги. Благодаря этому сочинению, Джон Гей и обращает на себя внимание А. Поупа, Дж. Свифта и У. Конгрива. В последующие несколько лет он служит секретарем герцогини Монмут и лорда Кларендона. Общение с высокопоставленными персонами, наблюдение за их бытом дают Джону Гею все больше и больше мотивов для литературного творчества. Как раз в этот период появляется его ироикомическая поэма «Опахало» (1713 г.). Она и помогла Джону Гею встать в ряды первых поэтов Англии. 


Основой для творчества Джона Гея стала анакреонтическая поэзия. Она отличалась особой музыкальностью и, в то же время, приближенностью к народным песням. Произведения Джона Гея полны сатиры, пародий на известные мотивы. 


Джон Гей


В конце концов, все приемы и распространенные сюжеты в творчестве поэта вылились в один труд, который завоевал ему мировую славу. «Опера Нищего» - это сложнейшее произведение как с точки зрения композиции, так и сюжетно-идейного содержания. Переплетения судеб, интриги, неожиданные повороты событий… и, конечно же, любовный треугольник, составляющий основу балладной оперы. В «Опере Нищего» Джон Гей отводит главное место низшим слоям населения, их самым низменным поступкам и желаниям. Опера похожа на матрешку: читая, мы постепенно, один за другим, проникаем под следующий слой, где находим что-нибудь новое и непривычное, хотя и меньшего масштаба. Первая и самая большая кукла – это разговор Нищего и Актера. Когда первый представляет другу свое сочинение, начинается следующий рассказ, центральный, о полных интриг судьбах Капитана Мэкхита, дочери и отца Пичем, Филча и Люси… Чем дальше заходит рассказ, тем больше обнаруживается подводных камней. В конце, когда судьба приговоренного к казни Мэкхита вот-вот должна решиться, в повествование снова врываются Актер и Нищий и изменяют закономерное развитие событий оперы. В какой-то степени это позволяет обратиться к образу творца. Нищий, как творец, имеет полное основание в любой момент изменить все. Своей могущественной рукой человек искусства (литератор, скульптор, живописец…) властен выбирать дальнейшее сложение судеб своих героев. 


«Опера Нищего» интересна еще и тем, как к ней отнеслась публика. Широкие массы, увлеченные простыми музыкальными мотивами и незамысловатым текстом, проникались идеями Джона Гея. Его опера выдержала 62 представления – неслыханное число для того времени. Социально-политические проблемы, поднятые поэтом, взбудоражили умы общественности, а подкрепленные тонким юмором и простотой языка идеи Джона Гея разошлись во все концы Англии, вызвав целую волну подражателей и подражаний.


Джон Гей, творчество которого пришлось на период конца XVII – начала XVIII века, действительно стал человеком своей эпохи. Переходный период от XVII века, когда частым было обращение к низменным человеческим чувствам, к веку XVIII, появлению Просвещения, когда рациональное начало преобладать над чувственным, сформировал поэта. Он, как и любой литератор, не мог творить в отрыве от исторического контекста. Джон Гей – лирик, певец, поющий для народа. В его творчестве можно наблюдать сочетание обращения к рационализму и описание человеческого порока, вездесущего и всепоглощающего. 



Муратова Варвара



 

Рекомендуем

Кинематограф начинается с Люмьер
Кирилл Смородин: «...все люди, которых я встречал в путешествиях, в каком-то смысле — «романтики с большой дороги»
Не даётся математика? – идём в актёры!
Николай Заболоцкий. Космизм поэтической дикции
«Открытая коллекция» в музее PERMM
Национальный Финал World Corporate Golf Challenge 2017: итоги
Кровавые картины Сандро Боттичелли
Кино. Премьера. "Образцовые семьи"
Совсем скоро в Театре оперетты. Мюзикл «Анна Каренина»
Сати Спивакова: «Человек стареет, когда перестаёт мечтать»