Партнеры Живи добром

Этель Лилиан Войнич: в погоне за революцией

Будьте верны мечтам своей юности

(Э. Л. Войнич)

Лондон, 1895 год. В свет выходит “The Humour of Russia” – сборник юмористических произведений русских авторов: Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова – Щедрина, В. М. Гаршина и др. Предисловие к книге написал русский эмигрант, революционер-народоволец Сергей Михайлович Степняк – Кравчинский, автор нашумевшей «Подпольной России» и ряда других нашумевших произведений. Перевод на английский язык осуществила Этель Лилиан Буль, в замужестве Войнич.  

Пятая дочь одного из основателей математической логики Джорджа Буля и племянницы географа Джорджа Эвереста (главного геодезиста Индии, в чью честь названа высочайшая вершина мира), Этель, к точным наукам особенно не тяготела. Её больше привлекала неуловимая красота музыки.

Поэтому, получив небольшое наследство, она уехала в Берлин, решив начать обучение в консерватории по классу фортепиано. Ей пророчили большое будущее, пока однажды её пальцы не поразила невралгия: пальцы стали сводить судороги, едва она дотрагивалась до клавиш инструмента. Музыку пришлось оставить.

09Voy222.jpg

Будучи в Берлине, Этель с удовольствием посещала лекции по славистике в университете. К слову, имена Маркса и Энгельса уже гремели на всю Европу. Считавшие историю славян неотделимой от истории мира, они активно подчёркивали важность опыта славянских народов в борьбе мирового пролетариата.

Вероятно, идеи немецкой славистской школы трогали детские грёзы Этель, навеянные итальянским освободительным движением и образом Джузеппе Мадзини, основателем движения «Молодая Италия». Будущая Войнич даже не подозревала, что в 1887 году, на одном из собраний иммигрантов, которые ей так нравилось посещать, она встретит воплощение образа пылкого революционера, который преследовал её с детства - Сергея Михайловича Кравчинского, писавшего под псевдонимом Степняк.

Окутанная романтическим ореолом революции, Этель влюбляется в Россию. Уверенная, что именно там живут настоящие герои, идущие на смерть ради всеобщего блага, она отправляется в Петербург.

voynich_0.jpg

Два года (1887-1889), проведённые Буль в столице Российской Империи, выдались на славу. Сначала она работала гувернанткой – преподавала английский язык и играла на пианино. Однако повздорив с хозяйкой дома, возмущённая Войнич уезжает из Воронежской губернии в Санкт-Петербург, где останавливается у свояченицы Кравчинского – Прасковьи Карауловой. Прасковья замужем за народовольцем Василием Андреевичем, участником одного из покушений на императора Александра III.

Когда Василий Караулов был схвачен и заключен под стражу, Прасковья слегла. Лили Буль ничего не оставалось, кроме как носить передачки в тюрьму Караулову, до тех пор, пока его не перевели в Шлиссельбургскую крепость. Позже, Василия Андреевича этапируют в Сибирь, а в 1907 году он войдёт в состав III Государственной Думы Российской Империи от кадетской партии, полностью изменив своё отношение к революции и религии.

«После моего возвращения из Санкт-Петербурга я была в состоянии крайнего нервного истощения, страдала сильным малокровием и очень похудела», - вспоминала Буль. Её переполняли эмоции и чувства. Своими переживаниями она делилась в письмах Кравчинскому, посоветовавшему Лили написать роман. И она написала.

0_a626a_8499bef1_XL.jpg

«Овод» впервые был издан в США в 1897 году, получив различные отзывы. Кто-то указывал на кощунственный и богохульный характер романа, кто-то хвали литературный стиль. В Англии роман выдержал 18 переизданий. Теплее всех приняла роман Россия, где в 1900 году «Овод» вышел отдельным изданием.

По истине культовым роман стал после революции. Советский читатель, вдохновлённый успехами социализма, зачитывался произведением польского революционера или же итальянца? Или же Этель Войнич Буль вообще родился в России?

Споры разрешила публикация Евгении Таратуты в журнале «Огонёк» от 1956 года, где Войнич сама, доподлинно рассказывала историю своего романа. Эмигрировав со своим мужем в США и продав после его смерти знаменитую «Рукопись Войнича», она более не нуждалась в деньгах. Сочиняла музыку и даже не мечтала о возвращении к литературе. Будучи в возрасте 92 лет, Войнич не ожидала обрушившейся на неё славы.

В 1956 году, она написала в письме Борису Полевому о том, что чувствует себя ответственной за советскую молодёжь. Этель Лилиан Войнич умерла в 1960 году, завещая развеять свой прах над Центральным парком г. Нью-Йорка.

 

Текст: Александра Пешкова

Обложка: Мария Чернигова



 

Рекомендуем

Спектакль «Губернатор»
Молчать нельзя говорить ("По воле божьей" реж. Франсуа Озон)
Усталость от бега на месте: Россия в фильмах Андрея Звягинцева
«Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.»
«Итальянский соловей» - Тото Кутуньо
Эскизы жизни. Памяти Сергея Федоровича Бондарчука
«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры»
Бэлла Ахмадулина. «Не все в жизни выбираешь, иное – выбирает тебя»
Стефан Цвейг: мир во время войны
«Желтые звезды» в Санкт-Петербурге