Партнеры Живи добром

Основоположник романтизма Франсуа Рене Шатобриан


Будучи современником Наполеона и Маркса, Франсуа Рене Шатобриан не вошёл в историю, как политик, философ или религиозный деятель, хотя именно на этом поприще всю жизнь отстаивал свои убеждения. Волею судьбы ему было суждено навеки остаться в анналах мировой истории, как одному из основоположников романтизма, поместившему на литературную арену совершенно нового «героя-страдальца». Через мир суровой, но прекрасной североамериканской природы этот талантливый писатель с нового ракурса показал французскому, а позже и европейскому читателю внутреннюю суть человека, его душу и эмоциональное состояние.


Франсуа Рене Шатобриан


Неутомимый певец христианства, сторонник французской монархии и ярый противник революции Франсуа Рене де Шатобриан родился во Франции в 1768 году. Будучи потомком исконных бретонских аристократов, он вырос в довольно скромной домашней обстановке. Суровое отцовское воспитание сделало юношу замкнутым, скрытным и нелюдимым, а от матери ему передалась трепетная любовь к христианскому вероучению. Подобно многим начинающим писателям, Шатобриан был тонкой и ранимой натурой и с головой погружался в собственные фантазии, живя в мире своего воображения. Молодой человек порою даже помышлял о самоубийстве, но, как это часто бывает, суровая действительность вырвала его из этого тяжёлого эмоционального состояния. Начиная с 1789 года сердце юноши сотрясают уже не внутренние переживания, а ужасы пришедшей, подобно чуме, Великой Французской Революции. 

Как и многие другие бретонские дворяне, Франсуа покидает объятую волнениями Францию и в возрасте 23 лет достигает берегов Нового Света. Это вынужденное путешествие впоследствии вдохновит его на написание своих знаменитых повестей — «Рене» и «Атала».  Прожив несколько лет в Америке, в самый разгар революции Шатобриан возвращается к себе на Родину и даже вступает в контрреволюционные войска, но ранение и болезнь вынуждают его эмигрировать в Лондон. В Англии будущий писатель познаёт все тяготы бедной и голодной жизни аристократов-эмигрантов тех лет. Там его ненависть к революции достигает своего пика и выливается в 1797 году в первом труде, под названием «Опыт о революциях». Трактат отражает реалии того времени и от первой до последней страницы пронизан пессимизмом класса, вытесняемого с исторической арены. В то же время в тексте остаётся место и для надежды: автор, подобно многим современникам, находит опору в христианском вероучении. «Из всех когда-либо существовавших религий христианская религия - самая поэтическая, самая человечная, самая благоприятная для свободы, для искусства и для словесности…» - пишет он впоследствии.

Франсуа Рене Шатобриан

Спустя 3 года, по Наполеоновской амнистии Шатобриан наконец возвращается домой и сразу же приступает к написанию своего нового трактата, озаглавленного «Гений христианства». В него входят и вышеупомянутые повести «Атала» и «Рене», принёсшие позже славу автору. Именно эти два сравнительно небольших текста стали вестниками нового литературного направления, по сей день будоражащего умы и души молодых людей во всём мире. Заслуга Шатобриана, как основоположника романтизма, в том, что он показывает в своих повестях совершенно иной, неизвестный доселе тип героя. Это новшество тем или иным образом повлияет на всю последующую европейскую литературу.

Отбросив экзотическое окружение, нельзя не заметить, что в обоих повестях главный герой, – любящий, обделённый жизнью страдалец, гонимый и преследуемый, несчастный и одинокий. Шатобриан один из первых выводит на широкое обозрения архетип неудовлетворённого и разочарованного бунтаря, противопоставляющего себя враждебному миру.

Именно такой тип героя становится впоследствии классическим и будет неотъемлемой частью романтического произведения. Пока же он совершенно нов и незнаком французскому читателю. Новаторство и своеобразие этих двух маленьких повестей вкупе с великолепными прочувствованными описаниями природы Нового Света, перекликающимися с эмоциональным состоянием автора и его героев, производит в среде современников настоящий фурор.

Шатобриан приобретает славу и известность и продолжает развивать идеи «Гения христианства» на страницах романа «Мученики», повествующего о первых христианах. В 1815 году, после реставрации Бурбонов, писателя, как одного из самых ярких роялистов того времени, назначают пэром Франции, и он отходит от творческой деятельности, всё больше погружаясь в политику, которая, впрочем, уже никогда не принесёт ему такой же славы и популярности.

В 1848 году, пройдя длинный и непростой жизненный путь, Шатобриан умирает, немного не дожив до своего восьмидесятилетия. Его воспоминания издаются под общим названием «Замогильные записки» и становятся одним из самых значительных образцов мемуарного жанра.


Александр Золотарев



 

Рекомендуем

Барбара Стэнвик. Танец на удачу
Фестиваль "Пространство режиссуры." Второй день
Дело всей жизни Михаила Гнесина
«Мушкетер нашего времени. Святослав Бэлза»
Кино, смерть и ковбои («Афера по-голливудски», реж. Джордж Галло)
Виль Липатов. Неоправданно забытый
Начало всех начал («Довод», реж. Кристофер Нолан)
Лукерья Ильяшенко о своём стиле
Первый Детский «Импровизационный БАТЛ» в Театре на Юго-Западе
Интервью с Вадимом Эйленкригом