Партнеры Живи добром

«Последний срок» на сцене театра имени Ф.Волкова


Спектакль «Последний срок» в постановке режиссера Валерия Кириллова, по мотивам одноименной повести выдающегося русского писателя Валентина Распутина затрагивает  проблему утраты многих ценных человеческих качеств. Постепенно доброта, милосердие и совесть уходят из сердец людей, что влияет на жизнь общества в целом, и в частности на жизнь и судьбу каждого человека.

По сюжету повести, старуха Анна находится при смерти. Она оповещает детей о своей скорой смерти и просит всех собраться. Из ближайшего райцентра приезжают сын Илья и дочь Людмила, приходят проживающие в одной деревне с матерью сын Михаил с женой и дочь Варвара. Двоих детей старуха схоронила еще маленькими, а те, которых вырастила, собрались все... Кроме Татьяны (Танчоры), которая живет в Киеве, и добираться ей дольше. Старуха лежит без движения и не подает признаков жизни, дети готовятся к поминкам, Варвара по поручению самой матери пытается по всем правилам «обмыть» умирающую. И вдруг старуху отпускает. Она возвращается к жизни и даже сама выходит посидеть на крыльцо. Дочери суетятся возле матери, кормят и ухаживают за ней. Навестить подругу приходит соседка Мирониха. Тягостное ожидание сменяется облегчением. Жизнь продолжается. Обрадованные братья Михаил и Илья на радостях напиваются купленной для поминок водкой.

11.jpg

В начале первого акта братья и сестры  весьма символично появляются в белых ватных жилетах, которые демонстрирует их первоначальное единство в горе по поводу близкой кончины матери. Но неожиданное улучшение в состоянии матери становится крутым поворотом в раскрытии их характеров. Приехавшие из разных мест братья и сестры сталкиваются с непониманием друг друга. Их взгляд на мир совершенно отличается от материнского. Ведь в ее время в семьях господствовало единство и соборность. Люди старались держаться вместе и помогать друг другу. Братья и сестры постоянно ссорятся и выясняют отношения. Простая деревенская Варвара (Татьяна Малькова) не может понять городскую  модницу и спортсменку Люську (Людмила Пошехонова). Михаил (Олег Павлов), который никуда не выезжал из материнского дома, а жил в нем с женой (Любовь Ветошкина) и маленькой дочерью Нинкой (Ирина Наумкина), встречает абсолютное непонимание со стороны сестер. Они осуждают его за то, что он цинично говорит о матери, ожидая ее скорейшей смерти. Но они не понимают того, что пришлось ему пережить, ухаживая за больной матерью. Ведь, когда встает вопрос «А кто  бы из вас взял мать к себе?», все как-то заминаются и замолкают.

Несмотря на трагическую тему, в спектакле множество юмористических моментов. Чего стоит сцена запоя Михаила и Ильи (Николай Лавров) в бане, где они ведут задушевные беседы. Особенно ярким персонажем в этой сцене показывает себя известный на деревне алкоголик - сосед Степан (Евгений Мундум). Он так и пестрит забавными историями из своей жизни. Помимо анекдотических рассказов в беседе героев проскальзывают серьезные темы. Они рассуждают о сущности женщин и баб. Постепенно разговор сводится к умирающей матери, о которой сосед Степан говорит с большим уважением, и мужчины поднимают за нее стопки.

Тем временем мать Анна делится своими мыслями со своей закадычной подругой Миронихой (Галина Ефанова). Они рассуждают о жизни и смерти. Анна не чувствует страха смерти, она к ней готова. Ведь дети уже выросли, у них своя жизнь и они более не нуждаются в ней. Ей бы только увидеть дочь Танчору, которая все никак не приедет. В роли Анны мы видим тот тип наших прабабушек, которые не боялись умирать, потому что готовились к жизни вечной.

222.jpg

Последний срок матери является испытательным сроком для её детей. Безусловная материнская любовь, несмотря на все ссоры и дрязги детей, становится выше всего.  В конце спектакля братья и сестры все вместе сидят за столом, а мать наливает им из кувшина молока. Дети, всерьез задумавшись на тему кончины, задают матери вопросы о жизни и смерти. В финальной сцене мать, собравшись и взяв с собой узелок, уходит вдаль, а дети вновь в белых жилетах, застав в едином порыве, смотрят ей вслед.

Особую атмосферу постановке придают достоверно воссозданный на сцене деревенский быт. На заднем плане настроение создает видеоряд, показывающий то бескрайние поля, то плывущие облака, то дождевые капли, то языки кострового пламени. Все это органично вписывается в общую канву постановки, со всей полнотой раскрывая поставленные писателем нравственные вопросы.


 

Анна Некрасова


            


 

Рекомендуем

Живопись — предельно конкретное искусство
27 января – день снятия блокады Ленинграда
Выставка «Красавец мужчина»: русские модники и их украшения
Поэзия — это штука личная. Интервью с Андреем Орловским
Рыцарь музыки Артуро Тосканини
Все, что вы хотели знать о декадансе, но боялись спросить
Франц Кафка и его «кафкианский кошмар»
38-й ММКФ. Конкурс. "Козни" реж. Давид Гриеко
Солнечная Каталония Пикассо
Кино. Личность. Сергей Параджанов