Эволюция смеха. Николай Гоголь Гоголь был личностью загадочной, даже таинственной. Он являл собой классический тип сатирика, обличителя пороков человека, государственного строя. Вместе с тем, он был глубоко верующим человеком, мыслителем, публицистом, даже автором молитв. Глубокую духовную жизни, богобоязненную религиозность, которая к концу жизни приобрела нелепые, гипертрофированные формы, Гоголь впитал мальчиком от матери. С детства он ходил в церковь, но испытывал скуку, отвращение к запаху ладана, пока однажды мать не подвела его к картине… На ней – рай и ад. Роспись настолько поразила ребенка, что он попросил рассказать мать о Страшном суде. Потом всю жизнь он нес это в себе – боязнь божественного возмездия на том свете. Тонкая душевная организация возводила в абсолют стремление к нравственной чистоте во имя спасение. Могучую дремлющую силу таланта будущего писателя бередили таинственный мир народной демонологии. Это будило воображение гениального писателя. Одна из самых мистических работ писателя - первое произведение (не считая поэму «Ганс Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом) «Вечера на хуторе близ Диканьки». Колоритные сцены сельской жизни здесь тесно переплетены с фантастическими мотивами. Носители зла являются ведьма, черт… Потусторонние персонажи показаны в бытовом ключе. Они существуют среди обычных селян. Гоголь ставит фантастических героев в двусмысленные положения, высвечивая в них через бытовой смех человеческие черты. Произведение проникнуто живительным смехом. Гоголь проникает в самую суть народной жизни, показывает ее характер, особенности. Это произведение – сокровищница народной жизни. Это очень непринужденное, захватывающее чтение, где есть и легкая сатира, и очищающий смех. Здесь Гоголь еще в начале пути. Романтическими, вольнолюбивыми настроениями проникнута книга. Одной из любимейших тем Гоголя, пожалуй, следует назвать тему маленького человека. Начатая Пушкиным в «Станционном смотрителе», подхватывается и развивается в творчестве Николая Васильевича. Тема маленького человека начинает звучать уже в сборнике «Миргород». В произведениях показана мелочность и пошлость жизни людей, ничтожность их мыслей. Измельченные души рисует автор. Отчетливо прозвучала тема маленького человека в произведении «Ревизор». «Ревизор» - сатира в чистом виде. Это произведение оказало влияние на всю последующую литературу и драматургию. «Ревизора» можно назвать энциклопедией русской жизни. Все те вопросы, которые автор поставил в свое время в комедии, актуальны и сейчас. По сути, вокруг нас ничего не изменилось. Острие сатиры оказалось так остро, что пьеса в свое время была официально запрещена. В комедии положительный герой – это смех. Смех, не здоровый, очищающий, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а едкий, злой и даже горький. Ведь это смех над уродствами жизни. Смех скорее злобный, раскатистый, но не заливистый. В «Ревизоре» появляется новая тема – тема Петербурга. Петербург Гоголя – страшный, заколдованный, фантасмагоричный город. Город, где существуют силы зла и проделывают с людьми низших чинов немыслимые ужасы: развращают, губят их, издеваются. Вспомнить только Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели», бедного титулярного советника из Петербурга. Его ничтожество, бесправность, одиночество, его несостоятельность, неспособность противостоять обстоятельствам вызывают острую жалость. Гротесковый финал в конце возносит чувство жалости на небывалую высоту. Так, с помощью гротеска Гоголь старается противостоять, увы, в неравной схватке темным силам этого страшного города… Конечно, этот город, вспомним «Невский проспект», интересен не столько днем, когда все спешат по делам или прогуливаются, а вечером, когда все вокруг приобретает странный, фантасмагоричный оттенок, и с обычного шага прохожий переходи на быстрый. Есть ли смех в самом главном произведении Николая Васильевича, в «Мертвых душах»? Пожалуй, да. Но смех через силу. Как будто уже когда-то писатель громко посмеялся, а потом наступило опустошение… Он силится смеяться дальше. Но получается злобно, трагично. Тяжелый, низкий смех. «Мертвые души» - поэма о страшной утрате всего человеческого. Работа над романом шла семнадцать лет. Произведение задумывалось в сатирическом ключе. Однако, потом творец поднял планку на небывалую высоту. Гоголь решил создать произведение, которое излечит. Решил показать в трех частях, как низкие люди, показанные в первом томе, задумываются о своем бытие во второй и очищаются в третьей. Структура «мертвых душ» многими исследователями отождествлялась с «Божественной комедией» Данте. В сохранившейся первой части Гоголь показывает духовное разложение крепостнического общества, его нравственное обнищание. Произведение – удивительная галерея типичный образов настоящих «мертвых душ»: Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Чичиков, Ноздрев.. А на вопрос: «Куда несется, как быстрая тройка, Русь? – Гоголь, видимо, не нашел ответа. Но, как истинный творец, завещал его нам в своих произведениях. На момент работы над «Мертвыми душами» Гоголь был уже внутренне издерган. В юном возрасте был запущен им самим некий внутренний разрушающий механизм, который и привел к ранней смерти. Постоянные перенапряжения, мысленная и духовная работа довели Гоголя до того, что у него уже в молодом возрасте стали появляться странности. Он любил совершать путешествия по дому. Монотонные прогулки погруженного в размышления писателя прерывались странным действием – через каждые 10 минут он выпивал по стакану воды, которую графинами расставлял по дому. Он работал над произведениями стоя. Спал сидя, потому что боялся, что его могут похоронить заживо. О его неряшливости ходили легенды. Был чрезвычайно маниакально настроен в отношении здоровья. Под конец жизни психоз перерос в настоящую душевную болезнь, которая по некоторым версиям и привела гения к смертному одру в 42 года. Его смерть некоторые исследователи называют медленным самоубийством. Он настолько себя переутомил умственно, что деятельность всего организма была сокрушена. Неправильный обмен веществ как последствие нервного перенапряжения мозга и всего организма усугубляла еще голодовка. За несколько дней до смерти он причастился и вообще перестал есть. Старался спать как можно меньше. Отрекшись от литературной деятельности, Гоголь приобщился к литературе исключительно духовного содержания. От осознания тупика почувствовал тотальное разочарование, отчуждение от мира. И возможность умереть представлялась для него единственно возможной. Через несколько дней он умер. Забрав навсегда с собой в могилу тайну – о чем же он думал, когда молча жег второй «Мертвых душ» незадолго перед смертью в припадке последнего затянувшегося психоза? Смерть великого писателя, как и его творчество, окутано мистицизмом. Исследователи выдвигают множество версий его смерти. Среди версий есть различные легенды. Некоторые по истине устрашающие. Одна из них заключается в том, что когда производилась эксгумация тела писателя для перезахоронения останков в 19З1 году, после вскрытия гроба присутствующие пришли в некоторое недоумение… По одной из версий, череп был повернут в бок, а по другой, черепа в гробу не оказалось. При начале вскрытия могилы на небольшой глубине нашли череп, который по исследованию ученых принадлежал молодому человеку. По мнению исследователя Воропаева, который не придерживается какой-либо точки зрения насчет смерти писателя, кончина Гоголя есть «закономерным итогом духовной эволюции писателя».
Татьяна Чижикова |
Рекомендуем |