Партнеры Живи добром

Новогодний подарок от Анатоля Франса

 

Рассказ под названием «Новогодний подарок для мадемуазель де Дусин» увидел свет в составе сборника «Рассказы Жана Турнеброша», изданного в 1924 году. Это была одна из последних прижизненных публикаций автора.

франс а.jpg

Главный герой – богобоязненный старик господин Шантерель, уединенно живущий в своем особняке. Накануне нового года он отправляется за подарком своей племяннице – семилетней мадемуазель де Дусин. Купив для нее нарядную куклу, одетую, «как принцесса Савойская в день ее прибытия во Францию 4 ноября», в поднятом настроении он спешит сделать подарок. По дороге встречает своего знакомого – господина Спона, который в ответ на добрые пожелания и поздравления говорит господину Шантерелю, что кукла на самом деле является «сатанинским идолом», а традиция дарить на новый год подарки «есть омерзительное и преступное суеверие, унаследованное от язычников». 

Бедный старик «остался у ворот наедине с принцессой Савойской и, нарисовав себе картину вечных адских мук, на которые его обрекло намерение подарить куклу мадемуазель де Дусин, своей племяннице, принялся размышлять о неисповедимых тайнах веры». В это время к нему подошел монах-капуцин, чтобы попросить пожертвование на подарки братии. Господин Шантенель ужаснулся, что и монахи соблюдают этот греховный обычай, на что капуцин сказал ему, что «…у язычников бывали хорошие обычаи…если вы отказываете в новогодних подарках нам, то не откажите в них бедным детям…Их смех донесется до неба. А когда дети смеются, они славят господа». Своими словами монах переубедил старика и, отдав тому свой увесистый кошелек, он уверенно отправился к своей племяннице. 

кукла.jpg

Несомненно, центральным эпизодом романа является замешательство господина Шантереля. Хоть он и вел праведную жизнь, после встречи с господином Споном этого ему кажется мало, и его еще больше, чем прежде, терзает преувеличенный страх перед божьей карой. В этой нерешительности Шантереля отражается и его христианская жизненная позиция: в строгой скованности его поведения ощущается некоторый разлад выбранного героем образа жизни и образа жизни, более ему характерного. Это явно прослеживается в следующем эпизоде: «Господин Шантерель улыбнулся при мысли о том, в какой восторг эта красавица кукла приведет мадемуазель де Дусин, и когда г-жа Пенсон подала ему принцессу Савойскую, завернутую в шелковую бумагу, его лицо, побледневшее от постов, изможденное болезнью и удрученное постоянным страхом перед загробной карой, на мгновение озарилось чисто земной радостью». 

Именно эта «чисто земная радость» кажется более подходящей господину Шантерелю, страдающему от невозможности решить, какую точку зрения принять: господина Спона, кажущуюся ему более правильной, или свою собственную, но греховную. Возникает некоторый комизм от того, что главный герой не соответствует выбранной им роли. Анатоль Франс рисует замечательный образ героя, лишь фактически следующего догмам, на самом деле будучи «недостаточным» для выбранного пути. 

В названии романа фигурирует имя мадемуазель де Дусин, будто она сама заявлена в качестве центрального персонажа, однако на протяжении всего произведения она остается скорее внесценическим героем, существуя в рассказе факультативно. Кукла же, «подарок», предстает то предметом роскоши, показывающим достаток главного героя, то дьявольским орудием погибели его души. Хотя главным героем является господин Шантерель, подарок играет в рассказе также первостепенную роль: нарядная кукла становится камнем преткновения после встречи с господином Споном, провоцируя нерешительность главного героя. 

руки.jpg

Антитеза жизни и смерти, молодости и старости оказывается уязвленной комизмом, возникающим из нелепости положения, в которое себя поставил господин Шантерель. Двоякость существования выражена и в том, какие трактовки нового года ему предлагают строгий господин Спон и монах-капуцин. Герой выбирает то, что ему ближе. Тем самым он предстает более цельным и гармоничным человеком, нежели в начале рассказе, когда, несмотря на погоду и слабое здоровье, пренебрег каретой и отправился в дорогу пешком. Герой, пытаясь надеть на себя слишком большую для него маску, кажется смешным и нелепым. 

Время в романе – новый 1696 год, Европа стоит на заре эпохи Просвещения, однако герои этого рассказа не представлены в образе представителей нового времени. Речь идет об обыкновенных, частных людях, живущих в своих обыденных нуждах. Таков господин Спон, убеждающий господина Шантереля отказаться от греховных языческих традиций, таков главный герой и монах-капуцин. Так, неактуальные для своего времени герои оказываются понятными и знакомыми для читателя, который, как и герои рассказа, может не идти в ногу со временем, но продолжать жить в своем уединенном и не менее удивительном мире.

 

Анастасия Сигачева

 


 

Рекомендуем

РОСФОТО. Торбен Эскерод Портреты и пространства
Что? Где? Когда? Ноябрьский культурный марафон
"Труд"- простой и понятный
Под Мухой («Жвалы», реж. Кантен Дюпьё)
Михаил Жванецкий — человек-праздник. «Пусть лучше над тобою смеются, чем плачут»
Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)
Памяти Олега Янковского
«Мастер фотографического реализма» Дэвид Беласко
Зачем читать Ильфа и Петрова
Beat Film Festival 2016 - фестиваль документального кино о новой культуре