Партнеры Живи добром

«Хорошо, что на русской земле родилась». Юлия Друнина


Но боюсь,  что и вы бессильны .
Потому выбираю смерть .
Как летит под откос Россия ,
Не могу ,  не хочу смотреть!
 

Еще буквально несколько десятилетий назад на огромных плакатах, билбордах, в рекламных буклетах голословно и пышно, ярко и однозначно красовалось высказывание: «Мир принадлежит мужчинам». Тому же самому были посвящены и картины, и книги, и, собственно, все общество без устали твердило, что женское место возле той самой плиты на кухне и около колыбели очередного чада. К счастью для женщин (и, наверное, к несчастью для мужчин), прекрасная половина человечества «восстала, чтобы победить». Все больше и больше сильных и волевых женщин начали проявлять себя в свете, выполнять мужскую работу и просто выходить за пределы четырех стен собственной кухни, не переживая за пригоревший омлет. 

друнина.jpg

В советском союзе можно припомнить как минимум двух таких женщин-легенд, отстоявших свое право быть услышанными, понятыми и, что немаловажно, уважаемыми в своих женских переживаниях. В каждой школьной программе гордо красуются два этих имени: Анна Ахматова и Мария Цветаева.  Однако в выступлениях школьников редко звучит культовое имя женщины, что ничуть не уступает известным поэтессам – имя Юлии Друниной. 

А всё равно
Меня счастливей нету,
Хотябыть может,
Завтра удавлюсь...
Я никогда
Не налагала вето
На счастье,
На отчаянье,
На грусть.<…>

Юлия Друнина родилась в столице России – Москве – 10 мая 1924 года в коммуналке и бедной семье. Как и любой ребенок, обязавший себя получить образование, будущая поэтесса, конечно же, училась в школе, но не простой – а с собственным отцом в качестве любимого учителя. С самого детства у Друниной вырабатывалась страсть к литературе, поэтому девочка не сомневалась в своем последующем пути. Пробы пера пришлись на ее юный возраст – уже в 11 лет Юлия пишет стихи и зачитывает их в литературной студии при Центральном Доме Художественного воспитания детей. В конце 30-х годов стихотворение юного литератора опубликовали в «Учительской газете» и прочитали на радио, как лучшее произведение по итогам конкурса.

Русский дух отважной храбрости и безграничной гордости за свой народ сыграли очень важную роль в жизни Друниной. После начала Великой Отечественной войны, в шестнадцать лет (прибавив себе год во всех документах) она записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста). К 40-м годам, казалось бы, хрупкая женщина строила оборонительные сооружения для нашей армии. И яркие события не обошли эту историю стороной. 

друнина2.jpg

Во время одного из авианалётов Юлия отстала от своей компании, и, в конечном итоге, ее подобрала группа пехоты, которая в срочном порядке нуждалась в услугах санитарки. Вместе с ней [компанией] Друнина попала в окружение и чёртову дюжину дней пробиралась к своим сторонникам по тылам врагов. В этом батальоне Юлия встретила своего первого возлюбленного, чувства к которому не остывали у нее до самого окончания Великой Отечественной войны. «Комбат» мелькал в строчках ее стихов, нежно переливаясь с ее чувствами и переживаниями. 

Осенью 1941 года школу, в которой училась Юлия, и преподавал ее отец, эвакуировали в Сибирь, что сильно возмутило молодую девушку. Однако Друниной пришлось согласиться в связи с тяжелой болезнью ее отца. В итоге через год Владимир Павлович Друнин, отец Юлии, умирает, прям на глазах дочери от второго приступа инсульта. Причины оставаться в эвакуации поэтесса не так и не нашла, поэтому прямиком поехала в Хараровск в качестве курсанта Школы младших специалистов. В ходе образования в этой школе у Юлии не всё что как по маслу. Окружение выражало собой весьма неоднородные социальные группы, и наука давалась ей с большим трудом. В последствии, девушкам объявили о переводе их кандидатур в запасной полк, что возмутило рвущуюся в бой Друнину. Однако поэтесса нашла лазейку – отправилась в действующую армию в качестве санитарки. 

Никто и ничто не могло сломить отважный дух русского литератора – даже, к примеру, осколок снаряда, который попал в шею Друниной, застряв в ничтожных миллиметрах от сонной артерии. Перевязала бинтом и спокойно спасала чужие жизни.

А я для вас неуязвима,
Болезни,
Годы,
Даже смерть.
Все камни — мимо,
Пули — мимо,
Не утонуть мне,
Не сгореть.
Все это потому,
Что рядом
Стоит и бережет меня
Твоя любовь — моя ограда,
Моя защитная броня.
И мне другой брони не нужно,
И праздник — каждый будний день.
Но без тебя я безоружна
И беззащитнакак мишень.
Тогда мне никуда не деться:
Все камни — в сердце,
Пули — в сердце...

Последствия лечения для Друниной были печальны – признание инвалидом и последующее возвращение в Москву. Терпит неудачу в попытке поступления в Литинститут, что заставило ее вернуться на фронт. Но там надолго не задерживается – в 1944 году конфужена заканчивает войну. Таким образом, война отражается в творчестве Друниной. После войны снова возвращается в Москву и начинает ходить на занятия Литературного института, где знакомится с будущим женихом Николаем Старшиновым. Из-за финансовых проблем в 1960 им пришлось разойтись. В послевоенное время стихи Друниной печатаются в разных журналах, а в 1948 в свет выходит первый сборник «В солдатской шинели» и последующие за ним «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современники» и др. В 70-х годы посещает ФРГ, тогда же выходит прозаическое произведение «Алиска» (1973). 

Смерть второго мужа, режиссера А. Каплера, повлекла за собой трагическое самоубийство самой Друниной 21 ноября 1991 года. В одной из записок перед ее уходом из жизни были написаны следующие слова: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…». Крепкая, боевая, сильная, волевая женщина осталась без защиты. 

друнина3.jpg

И, казалось бы, «миром правят мужчины». Видимо, так и есть. Ведь любая, даже самая отважная женщина, становится беззащитной и хрупкой хрустальной вазой в очень грубом мире. Друнина отравилась выхлопными газами в гараже на даче. На входной двери заботливым почерком: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж».Пройти войну, спасая людям жизнь – без сомнения подвиг для любого человека. История Юлии Друниной показывает хрупкость настоящей женской и, важно отметить, русской души, резонируя с ее могучей внешней стороной. 

Остается лишь гордиться женщинами, что и в огонь и в воду, и так далее. Анна Ахматова, Мария Цветаева, прошу уступить место на бессмертном пьедестале Юлие Друниной как одной из самых поистине русских женщин нашей родины!

Веет чем-то родным и древним
От просторов моей земли.
В снежном море плывут деревни,
Словно дальние корабли.

По тропинке шагая узкой,
Повторяю - который раз!-
"Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!"


Рытикова Кристина



 


 

Рекомендуем

Исследователь человеческих страданий. Шарль Бодлер
"Судьба одного дома" в театре Российской Армии
Кино. Лучшие роли Джулии Ормонд
Кино. Премьера. "Крид: Наследие Рокки"
Выставка «Эмиль Капелюш. Пространство художника»
"Эйфель": самая дорогая французская мелодрама
Палех. Мир в миниатюре
Что? Где? Когда? Мероприятия, завершающие весну 2016
С низов до вершин: как Марио Тестино начал снимать всю королевскую семью
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)