Партнеры Живи добром

«Масаока Сики – история великого и последнего мастера хайку»



Масаока Сики  - один из величайших поэтов японского серебряного века, писатель, литературный критик. Болезненный, хрупкий мальчик перевернул всю историю Японии возрождением традиционных стилей в японской поэзии танка и хайку (танка – нерифмованные пятистишья; хайку – нерифмованные трехстишья). Настоящее имя поэта - Масаока Цунэнори. Родился 17 сентября 1867 года в городе Мацуяма провинции Ие, в семье небогатого отставного самурая. Мацуяма рано потерял отца, у матери не было возможности обеспечить мальчику нормальное образование, поэтому он пошел в обычную приходскую школу при местном храме, где он начинает увлекаться литературой и решает, что станет ученым – филологом. В двенадцать лет он начинает писать стихи и прозу.


Масаока Сики


***
В свете луны кукушка плачет,
словно кашляя кровью.
Печальный этот голос разбудил меня,
напомнив дом родной, оставшийся вдали.


Поэт предсказал свою будущее, всю свою жизнь он будет постоянно болеть. В свободное время Масаока много читает и изучает древние тексты, которые берет из местной библиотеки. Рукописи приходиться копировать от руки, но жажда к знаниям была сильнее, чем усталость. После окончания средней школы Цуэнори устремляется в Токио, где поступает в Токийский Имперский университет, на литературный факультет. Во время учебы поэт начинает заниматься завезенным из Америки бейсболом. Говорят, что именно Сики познакомил свой родной городок с этим видом спорта. А одним из его псевдонимов являлось Нобору, в переводе полевой мяч. 

 
В двадцать два года у юноши открывается кровохарканье, неизлечимая в ту пору чахотка, болезнь бедных.  Цуэнори решает взять псевдоним Сики – Горная кукушка. По древнему сказанию у горной кукушки при пении идет горлом кровь.
Сики начинает путешествовать по стране, знакомится с разными литературными критиками, пробует себя в разнообразных жанрах, занимается живописью. Вскоре молодому провинциалу удается найти свое место под солнцем в литературной среде. Он приобретает свое жилище, становится редактором поэтической страницы в крупной газете «Ниппон» (Япония). 

 
С 1892 года Сики отдает все свои силы на сочинение хайку. Через год он публикует серию критикующих статей, посвящённых юбилею Мацуо Басе, великого поэта традиционного хайку, призывает к обновлению форм. 

 
«Я утверждаю, что преобладающее большинство хайку Басё стоит похоронить как скверные и примитивные, а те, что можно причислить действительно к превосходным, составляет ничтожно малое число — какую-нибудь пятидесятую или шестидесятую часть его произведений... Тем не менее, если исходить только из количества стихов, то, хоть это и немного, но Басё, сочинивший двести хороших трехстиший, все же не теряет своего значения как великий писатель... сочинения Басё не копировали старое, но открывали новое...». 


Сики обосновывает свои обвинения, разбирает определенные произведения автора.


 "Хотя у Басё много стихов о делах человека, в них он ограничивается изображением своей личной участи"


Он считает, что обожествление классика только причиняет вред ему и его последователям. Его скандальная  критика получила отголосок в литературных кругах, ему не удалось свергнуть Басе с пьедестала, но получилось ударить по репутации, а это позволило внести разнообразие в поэтику хайку и  заговорить о перевороте в поэзии. Сики всегда стремился избавиться  в сочинении от рутины, векового консерватизма. Свой новый метод он назвал «сясей», этот термин он позаимствовал из живописи – зарисовка с натуры, поэт с детства любил рисовать. Он говорил: «Необходимо, сочетая вымысел с точным изображением действительности, создать великую литературу, которая не есть вымысел и не есть действительность”. 


Весной в 1895 году Сики отправляется корреспондентом в Китай на японо-китайскую войну, где пишет про победы императорской армии. Война сделала его еще чувствительней к окружающему миру.


Масаока Сики


***
Груши в цвету...

А от дома после битвы

Лишь руины


Возвращаясь на родину, у него открывается сильное кровотечение, и поэт попадает в больницу. По выздоровлению он перебирается на время в Мацуяму, чтобы побыть в тишине и покое, продолжить писать. Эти три месяца в городе отразились на его деле жизни исторически, поэт приобретает единомышленников и создает собственную школу хайку. В дальнейшем поэтическое общество приобретает название « Хототогису» (горная кукушка в другом звучании), которое занимает господствующее положение в мире хайку, сохраненное до сих пор. Вскоре Масаока публикует программное произведение «Поэт Бусон», а через год его школа выпускает книгу стихов «Новые хайку».
Все последующие годы Сики мучается от болезни, морфий помогал ему лишь на короткое время, он слабел, постоянно лежал и, в конце концов, ослеп. Но это не мешало ему продолжать писать, он обладал нереальными способностями чувствовать и слышать окружающий мир, не выходя из дома. Рядом с ним всегда находились его лучший друг, знаменитый писатель Нацумэ Сосеки,  его ученик последователь Хекигото и младшая сестра Рицу.
Они помогали ему записывать свои последние хайку.


***

Змеиная тыква расцвела,
заплевана мокротой.
Отходит душа.


Масаока Сики


Он умер в 1902 году в возрасте 35 лет от туберкулеза. Масаока Сики считается один из четырех лучших поэтов хайку за всю историю жанра. Он сумел за короткое время не только его возродить, но и внес новшество в традиционные скудные формы. Под его влиянием создавались кружки хайку, он трепетно относился к своим ученикам, сотни талантливых поэтов выходили из его школы. Уже в середину девяностых он был самым влиятельным автором и наставником хайку в Японии.



Галина Юренкова




 

Рекомендуем

Прямая трансляция Mercedes-Benz Fashion Week Russia
«Как молоды мы были...»
Фестиваль "Пространство режиссуры". Пятый день
Политехнический музей
Кино. Классика. "Благословите женщину"
Величайший подарок на земле. Филип Стерн
Open Air Фестиваль «Подмосковные вечера» открыл 6-й сезон
Mercedes-Benz Fashion Week Russia глазами мужчин
Кино. Личность. Искусство по Гайдаю
Он хранил скелет под диваном, так как шкаф был занят другими вещами