Партнеры Живи добром

Легендарный Александринский театр отмечает свое 259-летие


Более двух с половиной веков Александринский театр в Санкт-Петербурге привлекает поклонников Мельпомены и Талии (музы трагедии и комедии). Театр является одним из старейших в России, которые дожили до настоящего времени и продолжают работать.

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина основали по приказу императрицы Елизаветы 10 сентября 1756 года по новому стилю. Во главе театра стояли известные деятели культуры – писатель Александр Сумароков и актер - «отец» русского театра - Федор Волков. В 1759 году театр стал придворным.

Придворными театрами называли также и императорскими. Как правило, содержались они на государственную казну и целиком зависели от царского двора. Просуществовали придворные театры до 1917 года.

Своей постоянной сцены у театра не было до 1832 года, поэтому актеры зачастую играли на разных сценах, в домах аристократии и при дворе. Особой популярностью у публики пользовались комедии и водевили, а чуть позже – комические оперы. Театр ставил произведения Вольтера, Сумарокова, Мольера, Бомарше, Фонвизина и других драматургов XVIII века.

В 1832 году театр получил свое первое официальное название – Александринский, в честь Александры Федоровны, супруги императора Николая I. Кроме того, 12 сентября того же года театр получил и свое помещение. Им стал деревянный небольшой театр на Невском проспекте, созданный по проекту Карла Росси. Ранее это здание было пристанищем итальянской труппы Казасси, но вскоре она распалась, а театр перешел во владение государства. Однако зодчий перестроил театр так, что он смог вместить в себя около 1700 человек. И, более того, стать одним из самых ярких памятников архитектуры, выполненных в стиле ампир.

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Стиль ампир зачастую называют имперским или королевским стилем. Для него присуща театральность в оформлении зданий и интерьеров. Одними из самых важных деталей для ампира являются колонны, лепнина, пилястры, а также обращение к античности при украшении – мифические животные, скульптуры. Однако, в ампире строго сохраняется симметрия, архитекторы всячески стараются сделать свои творения гармоничными. 

До середины XIX века в Российской империи за основу бралась европейская театральная школа. Но с развитием драматургии и наши слуги театральных муз начали совершенствовать свое мастерство, привнося что-то свое, чисто русское, в театральное искусство.

Приобретшие особую популярность пьесы Грибоедова, Гоголя и Островского, а также огромное количество разномастных водевилей подняли театр на новую ступеньку – музыкальные постановки позволяли разрабатывать не только актерское мастерство, но и пластику, грацию. Кроме того, незатейливые песни могли запомниться публике и даже служить рекламой для представлений.

В 1920-е годы театр был переименован в Государственный театр драмы (или Ак-драмы), а еще чуть позже – в Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина. В военные годы всю труппу эвакуировали в Новосибирск. А то, что в блокадном Ленинграде театр не был разрушен, нельзя назвать не иначе как чудом.

В 1990-х театру вернулось его прежнее название – Александринский. А с началом нового тысячелетия театр проводит свой международный фестиваль. Несколько лет назад у Александринки появилась малая сцена-трансформер на набережной Фонтанки. Хотя зал и небольшой, всего на 300 мест, спектакли там не менее запоминающиеся и блестящие, чем на основной сцене. Театр быстро развивается, это очень заметно по всем новшествам – у Александринки появился свой медиа-центр и интернет-театр, тут проходят занятия магистрантов Санкт-Петербургской госакадемии театрального искусства.

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Созданный Сенатским указом много лет назад театр практически с самых первых лет своего существования завоевал звание одного из самых лучших и красивых театров нашего государства. Александринский театр является «отцом» российского театрального искусства, именно тут зарождались все новые сценические жанры и дебютировали в качестве сценаристов самые известные писатели. 

В настоящий момент театр представляет собой ожившую историю, ведь тут хранятся декорации и костюмы прошлых лет, само здание - архитектурный памятник, а труппу театра с невообразимым восторгом принимают на всех зарубежных сценах по всему миру – ведь Александринка «является поистине национальным достоянием России» (Д.С.Лихачев).


Ирина Гюне


 

Рекомендуем

Сара Джессика Паркер: преодолевая заурядность
Новые колядки от Николая Коляды: «Горе от ума» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Герман Гессе: «Я все-таки родился волшебником»
«Стремясь к цели, ты уходишь от нее, преграда–это путь». Ирина Хакамада и ее «Дао жизни»
"Посол французской песни" - Мирей Матьё
Паоло Соррентино: красота, любовь, молодость
«Плачущие утешатся»: российские деятели культуры о ситуации в Беларуси
Дмитрий Быков: Человек вожделеющий
В джазе только тело («Душа», реж. Пит Доктер)
«Русский Лафонтен» Иван Крылов