Партнеры Живи добром

На его спектакли шли, как на Серова, выламывая двери. Юрий Любимов


О таких людях, как режиссер Юрий Любимов, говорят «человек-эпоха», что хоть и является несколько поднадоевшим штампом, однако же точно определяет масштаб его личности. Живя в относительно медленное и спокойное время, нам трудно постичь каково это – быть свидетелем становления СССР, пережить Великую Отечественную, в 60-е гг. возглавлять один из самых популярных театров страны, ставший таковым исключительно благодаря его умелому руководству, лишиться гражданства в начале 80-х, вернуться домой в Перестройку и с успехом ставить спектакли в наше время. Чем дальше углубляешься в биографию заслуженного мастера, тем больше поражаешься: кажется, одна жизнь не способна вместить такое количество событий.

На протяжении всего пути Любимов был верен театру, верен профессии. В одном из последних больших интервью его спросили, как он, учитывая неприятие идеологии, насаждаемой властью, мог играть в молодости образцовых комсомольцев. На что Юрий Петрович ответил, что его главной задачей всегда было играть хорошо, и он не видит здесь противоречий. Искусство великий режиссер ставил выше всего, несмотря на то, что у него были причины обижаться на власть, сделавшую лишенцем его отца.

Противостояние с советской властью станет в итоге важной частью популярности возглавляемого Любимовым театра на Таганке, хотя сам режиссер открещивается от любых намеков на политический подтекст в тех или иных спектаклях. Тем не менее Таганка стала площадкой, где собиралась либерально настроенная публика, чтобы увидеть артистов, ставших кумирами поколения. Среди них В. Смехов, И. Бортник, В. Золотухин и, конечно, В. Высоцкий. Постановки театра отличались новаторством: приемы и решения, найденные Любимовым и его командой, стали классикой сценического искусства. Кроме того, Юрий Петрович был талантливым пиарщиком. Так однажды он распустил слух, что показ одного из спектаклей будет единственным, поскольку не прошел согласование наверху. После этого сообщения, количество зрителей, пришедших посмотреть постановку, превзошло все ожидания. Люди попросту вынесли дверь в зал, столь велико было желание не пропустить событие.

Любимов за работой.png

Юрий Любимов был очень принципиальным человеком «с характером», всегда отстаивающим свою позицию как в театре, так и в обычной жизни. Некоторые называли его диктатором из-за жесткости в подходах к работе с актерами. Однако сам он утверждал, что грубость «лишь форма, а не содержание», кроме того, любой актер волен уйти, если не признаёт распределение ролей, где режиссер, несомненно, должен диктовать свой замысел и волю. Отстаивал он свою точку зрения и перед властью, защищая спектакли, и поплатившись за это гражданством в 80-е. Позднее он скажет, что ни о чем не жалеет так, как о потерянном времени в кабинетах за пустыми разговорами.

Юрий Любимов.jpg

Самым главным достижением своей жизни Любимов считал не карьеру, но семью, и то, что смог дать хорошее образование сыну. Его последний брак был очень счастливым, что, наверное, способствовало его здоровью и долголетию. В свои 90 он продолжал активно работать, удивляя многих своей бодростью. Однажды в ответ на жалобу своего пятидесятилетнего ассистента о том, что его совсем забросали поручениями, Юрий Петрович шутя возразил, что в его годы был полон сил и занят работой над будущим сыном. В этой реплике заключен и мудрый совет: поменьше жаловаться и не оглядываться на условности.

30 сентября Ю.П. Любимов отметил бы свой 99 день рождения.

 

Алина Четаева


 

Рекомендуем

Премьера. "Тайная жизнь домашних животных"
Выставка «Венецианский карнавал»
Классика. «Мир входящему» (реж. А. Алов, Вл. Наумов)
BLICK'16: "Звук Родины - Германия поет!" реж. Арне Биркеншток, Ян Тенгелер
Где начинается Родина («Kitoboy», реж. Филипп Юрьев)
Теодорос Ангелопулос. Трилогия современной Греции
Кино. Личность. Франсуа Трюффо
Фестиваль «Зимние Грезы». Закрытие
Спартак Мишулин. «Я могу вернуть людям детство»
«Что? Где? Когда?». Январь