Партнеры Живи добром

Джеймс Джойс. Один день из жизни маленьких людей


 

Отец модернизма, как называют Джеймса Джойса, родился в Дублине 2 февраля 1882 года. В возрасте шести лет поступил в иезуитский колледж; позже учился в дублинском колледже Бельведер. 

Будучи студентом Дублинского университета охотно интересуется итальянской и английской литературой.  Джойс начал писать уже во время студенчества. Первые пробы пера будущего поэта и писателя представляли собой статьи на темы искусства; драматургии и театра, в частности. Первая публикация модерниста появилась в журнале «Двухнедельное обозрение». Работа представляла собой эссе на произведение Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

ulysses-joyce-1b.jpg

Потом Джойс уезжает «на материк». Там будут написаны его знаменитые произведения. В период скитаний по Европе, а именно будучи в Цюрихе, он приступает к написанию «Улисса».  «Улисс» – самое известное творение модерниста.  

Роман писался довольно неспешно, что не удивительно, ведь, в отличие от подражателей, Джойс был феноменально кропотлив. Роман выходил частями и печатался в американском журнале «The Little Review». 

Текст произведения богат всевозможными аллюзиями. Вспомнить хотя бы отсылку к гомеровской «Одиссее». Каждому эпизоду «Улисса» соответствует эпизод «Одиссеи». Однако без специальной подготовки и литературных знаний установить связь довольно сложно. Джойс признавался, что взял из «Одиссеи», в частности, схему построения повествования. 

james-joyce-photo-gisele-freund.jpg

Замысел произведения сводился к тому, чтобы создать универсалию жизни и человека, современную «Одиссею», с которой претворялись извечные начала бытия. Грандиозный замысел о создании универсалий бытия автор реализует в изображении одного дня трех героев: рекламного агента Леопольда Блума, его жены и писателя. Герои –  человечество, а Дублин тот мир, где бегают по своим делам эти маленькие люди. 

На протяжении 600 страниц Джойс описывает все, что происходит 16 июня с героями. Автор отказывается от характерных для литературы приемов изображения действительности и героев, а именно от диалогов, описаний, экспозиций. На протяжении произведения на читателя «льет» поток сознания героев, в котором причудливо переплетается прошлое и настоящее. 

Почему же именно шестнадцатое июня запечатлел  писатель?  Произведение Джойса таит в себе много неопознанного, неразгаданного, и, в целом, «Улисс» – богатое поле для исследований. Ричард Кейн в книге «Сказочный путешественник пишет: «Улисс  «Джеймса Джойса» говорил, что 16 июля у Джойса и его будущей жены состоялось первое свидание»

strick-poster.jpg

Писатель предает внутренние монологи, малейшие изменения сознания, эмоции, выраженные на письме частыми междометиями; для наглядности Джойс вовсе отказывается от знаков препинания, и вот уже этот поток мыслей несется на читателя со страшной силой. Малейшие детали мысли, недосказанные в уме фразы….  Эта песня звуков и внутренних ощущений и составляет «начинку» произведения. 

С каждой новой главы Джойс как бы меняет угол зрения. Каждая глава в стилистическом плане отличается от предыдущей. Например, содержание одной главы подается через пародию, другая уже имеет элементы потока сознания… Подобная находка позволяет видеть привычные вещи под новым углом и более насыщенно, глубоко их воспринимать.  

Джойс пытается проделать такие экспериментальные вещи в литературном произведении для обретения нового знания о некой картине мира, ведь стоит сменить ракурс или свое положение относительно окружающего пространства, как начинаешь видеть вещи крупнее или мельче, ярче или более матово… 

11728336221406695qh1.jpg

Не менее важны аллюзии и соответствия с Библией, Гамлетом. Вообще, книга так плотно набита аллюзиями, словесными перекличками, звукоподражаниями и всяческими лексическими трюками (коих не перечесть), что может восприниматься довольно сложно и утомительно. 

Однако и автор ее человек не простой. Он ни о чем не говорит прямо, лишь намекает посвященным в свое творчество о чем-то важном, нашептывает, комкая и проглатывая слова. 

Ежегодно 16 июня почитатели Джеймса Джойса отмечают Блумсдэй («День Блума»). В этот день желающие почтить память Джойса прикасаются к бессмертному Улиссу на групповых чтениях, а в Дублине вереница преданных читателей проходит маршрут главных героев «Улисса», Блума и Стивена. 

_51efc14baaea7470285584e5335cecf2.jpg

«Улисс» был официально запрещен в Ирландии. Лишь подпольно можно было ознакомиться с романом. Первые печатные издания «Улисса» появились в Ирландии лишь в 60-е годы. В России полный текст «Улисса» можно было достать лишь в 1989 году. 

Книги Джойса тяжелы для прочтения. Современники нередко упрекали в этом писателя. На очередное замечания подобного характера он как-то сказал, что некоторых трудов стоило и написать их…. Все его книги – итоги литературного скитальчества. 

Длинный, тернистый путь проделала каждая книга, прежде чем она оказывалась в руках читателей. Так ранняя книга новелл «Дублинцы» обошла двадцать редакций прежде, чем ее напечатали. Если бы не храбрость одного издательства, «Портрет художника в ранние годы» так и остался бы рукописью. 

mw08181.jpg

В Париже Джойс пишет в течение шестнадцати лет свой последний знаменитый роман «Поминки по Финнегану», опубликованный в 1939 году. Это сложный, экспериментальный роман, его называют «словотворческим, мифологическим и комическим». Произведение было принято критиками, однако до сих пор вызывает неоднозначные оценки у исследователей. Владимир Набоков, например, считал его откровенно плохим. 

Джеймс Джойс и по сей день остается одним из самых популярных англоязычных поэтов и прозаиков. Своим творчеством он повлиял на многих художников современности. Например, сильно его влияние на Сэмюэля Беккета, Хорхе Луиса Борхеса, Роберта Антона Уилсона. А его роман «Улисс» в журнале «Times» был назван «демонстрацией и подведением итога под всем современным движением – модернизмом».

 

Татьяна Чижикова

 


 

Рекомендуем

Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Расписание
Ким Кэттролл. Сексуальная на экране и в жизни
Древнерусское лицевое шитье. К 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
Шарль Бодлер. Тот, кого не любят, но помнят
Яся Миночкина F/W 2018-2019
Зонтик, как атрибут стиля
«Плоды земли» Кнута Гамсуна: норвежская «мыльная опера», получившая Нобелевскую премию
Проблема отцов и детей в спектакле «Последние луны»
Франция Алена-Рене Лесажа
Джон Бойнтон Пристли. Жизнь полной жизнью