Партнеры Живи добром

Михаил Анчаров. Первый бард


Мы по жизни брели — безбожники, 
Мушкетёры и сорванцы 
(М.Анчаров)

Если исследователи авторской песни зададут обычным людям вопрос «Каких русских бардов вы знаете?», то получат вполне ожидаемый ответ: Высоцкий, Окуджава. Каждого из них знают и любят. Однако многие забывают о существовании ещё одного не менее известного барда — Михаила Анчарова. По сути именно Анчаров — основоположник такого жанра как современная бардовская песня. Да и тот же Владимир Семёнович называл Михаила Леонидовича своим учителем. Каким, каким был наставник Высоцкого?

Собственно, стоит начать с того, что Анчаров не только поэт и песенник. Ограничиваться этими профессиями он не стал. Помимо стихов и песен Михаил Леонидович писал сценарии и с детства любил рисовать. «... я просто смертельно хотел учиться живописи. По ночам краски снились, стонал», - вспоминал бард свою армейскую службу. А первая песня, написанная им на собственные стихи, имела название «Песня о моём друге-художнике».

2.jpg

Изначально Анчаров являлся больше художником, нежели поэтом. Долгое время бард не изъявлял желания создавать поэтические и прозаические тексты. Он закончил факультет живописи Московского государственного художественного института им.Сурикова и с удовольствием творил на этом поприще. Позже Анчаров разочаровался в профессии живописца. Он не смог найти свой индивидуальный стиль. Поэт считал, что творят только то, «чего в природе ещё не было. Ни автомобиля в природе не было, ни … «Иллиады». Её сотворил Гомер в форме эпоса».

В жизнь Анчарова, как указывалось выше, было кино. Такой вот новый этап, новый опыт в творчестве. Он написал сценарий к первому сериалу в Советском Союзе —  «День за днём». Девять серий покорили сердца советских телезрителей. Кроме того он создал сценарии к фильмам «Баллада о счастливой любви», «Мой младший брат» и «Аппассионата».

3.jpg

Анчаров писал сочно, пронзительно, искренне. Он искал впечатления, а на детали обращал внимание в том случае, если они дополняли образ или мешали его созданию. Его называли первым «импрессионистом» в прозе. Самые известные произведения Анчарова — это рассказы «Барабан на лунной дороге» и «Венский вальс», повести «Сода-солнце» и «Этот синий апрель», романы «Теория невероятности» и «Самшитовый лес».

Телевидение, впрочем,  Анчарова игнорировало. Хотя его книги и публиковались в периодике, но и пресса писателя не жаловала. Да и сейчас, несколько лет назад, во многих книжных российских магазинах Анчарова чители найти не могли. Однако в Европе тексты прозаика издавали охотней.

Первый бард сочинил несколько десятков песен, многие из которых широко известны.  Это и «МАЗы», и «Баллада о парашютах», и «Сорок первый». К настоящему времени самый полный сборник его песен — сборник «Звук шагов», который выпустили исследователи творчества Анчарова.

1.jpg

Ещё в начале своего творческого пути поэт избрал романтическое направление, традиционное для авторской песни. В подобной манере написана первая песня Михаила Леонидовича - «Не шуми, океан, не пугай». Анчаров тогда находился под впечатлением от «Алых парусов» А. Грина. Позже появились песни также и на стихи В. Инбера и Б. Корнилова.

Стиль Анчарова индивидуален, однако некоторые черты в его песенном творчестве позднее стали характерными чертами бардовской песни, как-то наличие лирического героя, остроумие и предельная ясность.

Как и полагает любому творческому человеку, Анчаров не искал славы или престижа. Ему достаточно было «контакта с бумагой и два-три человека», сумеющих оценить его труд. Вот такой бескомпромиснный, искрометный и жаждущий творчества Анчаров.

 

Анна Мареева 

 


 

Рекомендуем

В ЦДМ на Лубянке установят космический скафандр «Победа»
Укрощение космоса («Время первых», реж. Дмитрий Киселев)
Неуемный характер Питера Финча на сцене и в жизни
Тегеранский симфонический оркестр в России
«Джаз осенью» 2017
Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского
Выставка «Лауреаты премии «Большая книга»: Фазиль Искандер и Даниил Гранин. К юбилеям писателей»
Выставка «Венецианский карнавал»
Пути и открытия Редьярда Киплинга
Поль Гоген. Печальная струна