Партнеры Живи добром

Этюд на тему: странная жизнь Даниила Хармса ("Хармс" реж. Иван Болотников)


"Хармс"


С 2 ноября в прокате фильм «Хармс» российского режиссера Ивана Болотникова, поэтично, но довольно поверхностно повествующий о жизни молодого, остроумного и эксцентричного поэта и писателя Даниила Хармса.

Получивший два «Золотых кубка» на кинофестивале в Шанхае и «Специальный приз жюри» на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, «Хармс» на деле оказывается серым (в прямом смысле этого слова), скучным и унылым фильмом, который вряд ли будет интересен даже тем, кто хорошо знаком с творчеством поэта. За полтора часа зритель не узнает практически никакой информации о самом герое, не поймет его психологии, не увидит сложной жизни творческого человека в условиях суровой, жестокой советской действительности. «Хармс» состоит лишь из не связанных друг с другом эпизодов-зарисовок, которые, по замыслу режиссера, должны были дать целостное представление об образе этого противоречивого гения. Очевидно, целью было снять нечто очень откровенное, искреннее, но на выходе мы, к сожалению, получили перепутанный паззл, к концу картины еще больше запутывающийся в своих разнородных и поломанных деталях. Странная помесь «Конца прекрасной эпохи» Говорухина, «Окна во двор» Хичкока и «Патерсона» Джармуша, несмотря на все попытки дотянуться до этих великолепных фильмов, на явные сходства с ними, только совершенно теряется на их фоне.

Но все же, в «Хармсе» есть некая изюминка, поэтика, которая, без сомнения, может приятно удивить. Да, в фильме практически нет никакого сюжета, герои говорят мало и очень скупо, а какое-то ни было содержательное наполнение едва ли присутствует. Тем не менее, мы видим интересные операторские и монтажные решения (старомодные комбинированные съемки, вкрапление черно-белых фрагментов документальной хроники), оригинальный юмор и очень уместно вплетенные в повествование стихотворения поэта, периодически сопровождающие происходящее на экране. Но этого оказывается ничтожно мало. Создается лишь напыление шарма, а не настоящий шарм, видимость психологической глубины, но не она сама. Так, атмосфера почему-то кажется фальшивой, действия героев нелогичными, а их мотивации беспочвенными.

Расстраивает, что тот бесконечно широкий исторический контекст остается за пределами экрана, а сама личность поэта изображается всего несколькими блеклыми мазками, когда на самом деле Даниил Хармс был безумно интересным, многосторонним, поистине гениальным человеком, о чем явственно свидетельствует его творчество. Из его стихотворений мы узнаем значительно больше о жизни поэта и о нем самом, чем из биографической картины Болотникова.

Несомненно, этот фильм подкупает нас своей непринужденностью и простотой, но простоты в «Хармсе» явный перебор. Возможно, сказалось то, что режиссер раньше снимал только прямолинейные документальные картины, а «Хармс» – его дебют в полнометражном игровом кино. Поэтому этот предполагаемо легкий, красивый, метафорический фильм получился просто-напросто пустым.


"Хармс"


Иван Дмитриев



 

Рекомендуем

XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"
Тайны кино от студентов ВГИКа
Перформанс как феномен современного искусства
Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга
Балетные туфли Михаила Барышникова проданы за миллион рублей
Модный приём: расставляем акценты в интерьере
Ода русским композиторам. Закрытие Ассоциации Студенческих Клубов Классической Музыки в России
Борис Стругацкий. Как два брата вошли в историю литературы
Королевское SPA от "BLUMAU"
Грейс Келли. Вулкан под снегом