Некрасов: блеск и нищета народного поэта
Николай Некрасов, пожалуй, одна из самых противоречивых фигур на русском литературном олимпе. Что примечательно: на олимп писателя возносят и поклонники, и недоброжелатели – первые ценят Николая Алексеевича за безусловный литературный талант, а другие признают за ним отличную коммерческую жилку и умение вести дела. Истина, как всегда, лежит где-то посередине.
Будущий писатель родился в 1821 году в дворянской семье, но с детства был невольным свидетелем и участником деревенской жизни. Отец, Алексей Сергеевич, не только продолжил «славную» традицию картежничества, чем окончательно разорил имение, но и обладал крутым нравом в обращении как с крестьянами, так и с домашними. Именно из детских воспоминаний Николай Алексеевич черпал материал для своих будущих поэм и стихов, а истоки центрального для многих его произведений образа Музы и Женщины многие исследователи творчества поэта видят в вечно угнетенной и мужественно сносящей все лишения матери Некрасова.
Определенный отцом в военную службу, 16-летний Николай Некрасов устроился в Петербургский университет, чем навлек на себя родительский гнев и отказ содержать вероломного сына. Два года писатель в качестве вольнослушателя (поскольку провалил вступительный экзамен и не был зачислен) посещал филологический факультет, жил впроголодь, но не терял веры в свой особый путь. Кульминацией скитаний молодого писателя в столице стал день, когда его, больного и задолжавшего за квартиру, выкинули на улицу – помощь пришла с неожиданной стороны: двое нищих подобрали юношу, и наутро Некрасов обнаружил себя в ночлежке на окраине города.
С самого дна Николай Алексеевич начал свое поистине грандиозное восхождение на вершину литературной лестницы. Снач
ала он не гнушался никакой работы: писал небольшие статьи, составлял азбуки и сочинял водевили для театра. Параллельно он увлекся созданием личной лирики и прозы, в духе лучших образцов романтизма, в 1840-е годы выпустил сборник с характерным названием «Мечты и звуки» и даже отнес его на рецензию самому Жуковскому. Тот посоветовал начинающему поэту печатать всё, за исключением пары стихов, под псевдонимом. Некрасов на последние деньги выкупил все экземпляры злосчастного сборника и впоследствии никогда не включал лирику той поры с свои собрания сочинений.
Всё изменилось, когда Николай Алексеевич обратил свой взор на поэзию сатирическую, злободневную и социально ориентированную. Способствовали этому повороту начало работы в «Отечественных записках» и знакомство с кружком Белинского, чьи взгляды Некрасов охотно перенял.
Издательское дело у писателя пошло гораздо лучше прочих его начинаний, за плечами Некрасова было уже несколько успешных альманахов (в том числе «Петербургский сборник», где были напечатаны «Бедные люди» Достоевского), когда в 1946 году он совместно с Панаевым взял в аренду легендарный пушкинский журнал «Современник». Некрасов не только сумел переманить всю талантливую молодежь из «Отечественных записок», но и стал открывателем новых имен: именно на страницах «Современника» впервые нашли признание Тургенев, Гончаров, Герцен.
Активно занимаясь редакторской работой, Некрасов не оставлял и своих литературных трудов: в его ранних произведениях (стихотворение «В дороге», роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова») виден острокритический взгляд на действительность, который был созвучен вышедшему в те годы в авангард литературы реализму.
Нельзя не признать, что Николай Алексеевич был первым, кто ввел в художественное произведение прозаизмы и народные речевые обороты, чем заметно обогатил литературный язык. Он не боялся совмещать в одном стихотворении сатиру, лирические мотивы и элементы элегии, хотя иногда это осуществлялось явно в ущерб благозвучию и правильности размера стиха. Все эти достоинства и недостатки стиля Некрасова можно найти в его знаменитых поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».
Трудная пора перемен в стране в конце 1850-х – начале 1860-х годов нашла отклик в темах стихотворений тех лет: «Поэт и гражданин», «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда». Примечательно, что последнее из упомянутых было написано по реальным впечатлениям Некрасова, ведь он жил на Литейном проспекте напротив дома министра государственных имуществ и каждый день мог наблюдать бесконечную череду просителей у его подъезда. И столь же примечательно, что, в то время когда появилась эпического размаха поэма «Кому на Руси жить хорошо», ставшая вершиной мастерства писателя и творческого пути в целом, сам Николай Алексеевич по образу жизни был бесконечно далек от народа: сходился за карточной игрой с сильными мира сего, устраивал роскошные званые вечера, был успешным предпринимателем.
Впрочем, в памяти народной Некрасов навсегда остался поэтом-революционером, писателем-демократом, всей душой радевшим за простого русского крестьянина и смело украсившего литературный язык простыми русскими выражениями. Именно поэтому похороны Николая Алексеевича, умершего после долгой мучительной болезни 8 января 1878 года, были по-настоящему торжественными. Прощальную речь перед пятитысячной толпой произнес сам Достоевский, который поставил Некрасова на третье место после Пушкина и Лермонтова, чем вызвал большое неудовольствие среди присутствующих: «Да выше, выше Пушкина!»
Татьяна Буланова