Партнеры Живи добром

Некрасов: блеск и нищета народного поэта


Николай Некрасов, пожалуй, одна из самых противоречивых фигур на русском литературном олимпе. Что примечательно: на олимп писателя возносят и поклонники, и недоброжелатели – первые ценят Николая Алексеевича за безусловный литературный талант, а другие признают за ним отличную коммерческую жилку и умение вести дела. Истина, как всегда, лежит где-то посередине.

Будущий писатель родился в 1821 году в дворянской семье, но с детства был невольным свидетелем и участником деревенской жизни. Отец, Алексей Сергеевич, не только продолжил «славную» традицию картежничества, чем окончательно разорил имение, но и обладал крутым нравом в обращении как с крестьянами, так и с домашними. Именно из детских воспоминаний Николай Алексеевич черпал материал для своих будущих поэм и стихов, а истоки центрального для многих его произведений образа Музы и Женщины многие исследователи творчества поэта видят в вечно угнетенной и мужественно сносящей все лишения матери Некрасова.

некрасов3.jpeg

Определенный отцом в военную службу, 16-летний Николай Некрасов устроился в Петербургский университет, чем навлек на себя родительский гнев и отказ содержать вероломного сына. Два года писатель в качестве вольнослушателя (поскольку провалил вступительный экзамен и не был зачислен) посещал филологический факультет, жил впроголодь, но не терял веры в свой особый путь. Кульминацией скитаний молодого писателя в столице стал день, когда его, больного и задолжавшего за квартиру, выкинули на улицу – помощь пришла с неожиданной стороны: двое нищих подобрали юношу, и наутро Некрасов обнаружил себя в ночлежке на окраине города.

С самого дна Николай Алексеевич начал свое поистине грандиозное восхождение на вершину литературной лестницы. Снач ала он не гнушался никакой работы: писал небольшие статьи, составлял азбуки и сочинял водевили для театра. Параллельно он увлекся созданием личной лирики и прозы, в духе лучших образцов романтизма, в 1840-е годы выпустил сборник с характерным названием «Мечты и звуки» и даже отнес его на рецензию самому Жуковскому. Тот посоветовал начинающему поэту печатать всё, за исключением пары стихов, под псевдонимом. Некрасов на последние деньги выкупил все экземпляры злосчастного сборника и впоследствии никогда не включал лирику той поры с свои собрания сочинений.

некрасов.jpg

Всё изменилось, когда Николай Алексеевич обратил свой взор на поэзию сатирическую, злободневную и социально ориентированную. Способствовали этому повороту начало работы в «Отечественных записках» и знакомство с кружком Белинского, чьи взгляды Некрасов охотно перенял.

Издательское дело у писателя пошло гораздо лучше прочих его начинаний, за плечами Некрасова было уже несколько успешных альманахов (в том числе «Петербургский сборник», где были напечатаны «Бедные люди» Достоевского), когда в 1946 году он совместно с Панаевым взял в аренду легендарный пушкинский журнал «Современник». Некрасов не только сумел переманить всю талантливую молодежь из «Отечественных записок», но и стал открывателем новых имен: именно на страницах «Современника» впервые нашли признание Тургенев, Гончаров, Герцен.

Активно занимаясь редакторской работой, Некрасов не оставлял и своих литературных трудов: в его ранних произведениях (стихотворение «В дороге», роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова») виден острокритический взгляд на действительность, который был созвучен вышедшему в те годы в авангард литературы реализму.

некрасов2.jpg

Нельзя не признать, что Николай Алексеевич был первым, кто ввел в художественное произведение прозаизмы и народные речевые обороты, чем заметно обогатил литературный язык. Он не боялся совмещать в одном стихотворении сатиру, лирические мотивы и элементы элегии, хотя иногда это осуществлялось явно в ущерб благозвучию и правильности размера стиха. Все эти достоинства и недостатки стиля Некрасова можно найти в его знаменитых поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».

Трудная пора перемен в стране в конце 1850-х – начале 1860-х годов нашла отклик в темах стихотворений тех лет: «Поэт и гражданин», «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда». Примечательно, что последнее из упомянутых было написано по реальным впечатлениям Некрасова, ведь он жил на Литейном проспекте напротив дома министра государственных имуществ и каждый день мог наблюдать бесконечную череду просителей у его подъезда. И столь же примечательно, что, в то время когда появилась эпического размаха поэма «Кому на Руси жить хорошо», ставшая вершиной мастерства писателя и творческого пути в целом, сам Николай Алексеевич по образу жизни был бесконечно далек от народа: сходился за карточной игрой с сильными мира сего, устраивал роскошные званые вечера, был успешным предпринимателем.

Впрочем, в памяти народной Некрасов навсегда остался поэтом-революционером, писателем-демократом, всей душой радевшим за простого русского крестьянина и смело украсившего литературный язык простыми русскими выражениями. Именно поэтому похороны Николая Алексеевича, умершего после долгой мучительной болезни 8 января 1878 года, были по-настоящему торжественными. Прощальную речь перед пятитысячной толпой произнес сам Достоевский, который поставил Некрасова на третье место после Пушкина и Лермонтова, чем вызвал большое неудовольствие среди присутствующих: «Да выше, выше Пушкина!»

 

Татьяна Буланова



 

Рекомендуем

Ироничная комедия «Колесо Фортуны»
Что? Где? Когда? Культурные события сентября
Нелли Блай: «леди-сенсация» задает свои правила жизни
Новогодняя шарада – Семён Фарада!
Опустим сантименты, или «Пигмалион» в театре Армена Джигарханяна
Как закалялось «Кино» («Лето» реж. Кирилл Серебренников)
"Король Голливуда" Кларк Гейбл
«Балет есть замок красоты»
Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета
Александр Беляев. Жизненная драма русского Жюля Верна