Партнеры Живи добром

Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»


Быть детским писателем – нелегкое занятие. С детьми не стоит лукавить или пытаться их обмануть в желании показаться искренним. «Подумайте, взвесьте. Писать для детей – это трудный хлеб. Жить на это нельзя, а отдавать себя надо полностью…», – говорил известный детский писатель Николай Николаевич Носов.

«У этого талантливого человека вечно юная, детски чистая, чудесная душа». «Он пленил ребят, нас, пишущих для них, своим великолепным, неистощимым юмором, который никогда и нигде не переходит в нарочитое комикование, не становится дурашливостью, изощряющейся в поисках смешного», – отзывались о Носове современники. Тем не менее, его называли человеком противоречивым, сложным, нелегко сходящимся с людьми, одиноким.

Николай Носов появился на свет 23 ноября 1908 года в Киеве. Мать, Варвара Петровна, воспитывала детей, отец Николай Петрович выступал артистом в «квартете поющих бродяг», переодевающихся в старые крестьянские лохмотья и изображающих беглых заключенных, стремящихся попасть из Сибири на родину. Впрочем, в разные периоды жизни он числился плотником, кассиром, рабочим железной дороги. Через некоторое время семейство переезжает в город Ирпень в восьми километрах от Киева.

Детство в Ирпени Носов описал в книге «Тайна на дне колодца». Автобиографическая повесть представляет собой удивительное сочетание детских воспоминаний и размышлений зрелого человека. Автор рассказывает, как он представлял окружающие предметы в качестве живых людей, с присущим характером и внешностью, как относился к отцу («мой добрый великан»), матери («милая мамочка, ненаглядная»), какие приключения происходили с ним и старшим братом Петром. Когда Николай подрос, в семье появились двое детей – «малыши Лялька и Бобка». Дружная и крепкая семья сумела пережить ужасы Первой мировой и Гражданской войн. «Для нас война была прозой жизни», – пишет Носов.

носов.jpg

В 1924 году Николай заканчивает семилетнюю школу и идет работать на кирпичный завод, затем разносчиком газет, параллельно изучает предметы средней школы. Он показывает себя как разносторонне одаренная личность: увлекается музыкой, фотографией, химией, радиотехникой. Он проявил интерес к игре на скрипке – «мечтал стать кем-то вроде Паганини, не меньше», но это занятие быстро наскучило. Затем Николай с другом организовывают небольшую химическую лабораторию. Неожиданно он резко меняет курс и поступает в Художественный институт, будучи увлеченным фотографией, однако в 1929 году уезжает в Москву и сдает экзамены в Московский государственный институт кинематографии.

Двадцать лет Носов занимается режиссерской деятельностью. В 1943 году его награждают Орденом Красной Звезды за фильм «Планетарные трансмиссии в танках». С фильмом связан интересный факт: он был посвящен устройству танка «Черчилль», который поставлялся СССР из Англии, и после демонстрации работы машины были выявлены неполадки. Иными словами, никто, включая опытного танкиста, не могли понять, как управлять танком. Увидев это, Николай Николаевич попросил сесть в кабину вместе с танкистом и посмотреть, в чем дело. В то время как управляющий машиной танкист включал и выключал двигатель, поворачивал рычаги, Носов внимательно наблюдал за его манипуляциями. В результате, Николаю Николаевичу удалось обнаружить ошибку, а танкист не мог поверить, что Носов знает устройство танка на любительском уровне.

Как Николай Носов стал писателем? В мемуарах он отзывался, что на этот вопрос, задаваемый читателями, ему хочется ответить: «Да как-то так вышло…». Но стремление создавать детские произведения не возникло спонтанно. В немалой степени поспособствовал факт рождения собственного ребенка в 1931 году. Николай Николаевич оказался близок к волшебному миру детства, был поражен и удивлен им, что и послужило причиной выбора.

носов2.jpg

Литературная деятельность автора начинается в 1938 году с публикацией небольшого рассказа «Затейники» в журнале «Мурзилка». Через несколько лет, в 1945 году выходит первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», за ним, спустя год, второй – «Ступеньки». В 1952 году повесть «Витя Малеев в школе и дома» приносит писателю Государственную премию СССР. В произведении рассказывается о двух друзьях Вите и Косте Шишкине, в течение одного школьного года ухитряющихся попадать в нелепые и поучительные ситуации. По мотивам повести был создан фильм «Два друга».

Как утверждает сам автор, к написанию повести его подтолкнул подслушанный разговор двух учительниц, которые обсуждали, что неуспевающий ученик никогда не будет хорошо учиться, сколько ему ни помогай – ведь он привык, чтобы его «тянули». «Мне ярко представился такой ученик, у которого нет-нет да и появляется желание, даже решимость взяться за дело и начать «новую жизнь», да вся беда в том, что решимость держится у него чаще всего не более одного дня. Таким образом, созрел замысел будущей повести: отстающий ученик преодолевает свое отставание, борясь с недостатками своего характера (иначе говоря, формирует свой характер)».

В 1953 году Николай Носов приступает к написанию трилогии о Незнайке, в которую входят «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Персонажами повестей являются коротышки – маленькие человечки из Цветочного городка. Главный герой – Незнайка, мальчишка с соломенного цвета волосами и огромной голубой шляпой, в широких штанах, непоседливый и задиристый, но честный и добрый. Были ли реальные прототипы у этого героя? Кто-то считал, что Незнайка напоминает сына Носова Петра, кто-то сравнивал его с самим писателем за любовь к разным выдумкам. Николай Николаевич описывал этого персонажа так: «это… ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время». В 1969 году писателя награждают Государственной премией РСФСР имени Крупской за трилогию.

cover_48811.jpg

По окончании работы над книгами о Незнайке и его друзьях, писатель переходит к созданию произведений для взрослых. Например, в 1969 году он пишет «Иронические юморески», сборник эссе на различные темы: воспитание детей, самовоспитание, отношение к литературе и многое другое. Спустя два года издается книга «Повесть о моем друге Игоре», в которой описывается становление личности и характера ребенка. Последним произведением писателя могла бы стать «Повесть о первой любви», – «Сейчас мой герой подрос, повзрослел, и пришла пора ему полюбить». Увы, эта задумка осталась нереализованной.

Исследователи творчества Николая Носова выделяют три основных периода его литературной деятельности. Первый период – рассказы и повести, произведения об обычных ребятах, в которых читатели могут угадать сами себя. Повествование ведется от имени самих героев, поэтому нет давящего ощущения того, что взрослый человек поучает, как нужно поступить в той или иной ситуации – ребенок сам способен сделать выводы. Второй этап связан со сказочной трилогией о Незнайке, где писатель усложняет задачу – помимо простых навыков, о приобретении которых можно узнать из его первых рассказов и повестей, писатель включает обучение арифметике или приготовление каши, он рассказывает о космосе, ракетостроении, устройстве общества. Третий этап, автобиографический, позволяет писателю понять особенности детской психологии уже со взрослой, осознанной точки зрения и поделиться этими знаниями с читателями.

В своем творчестве Носов особое внимание уделял балансу фантазии и правды – он считал, что через сказочное описание необходимо передать правдивые черты реальности. «Если писатель нарушит эту логику, то у него получится не художественное произведение, а сапоги всмятку, то есть нечто, не внушающее читателю никакого доверия».

Книги были не только частью работы писателя, но и помогали ему отдыхать. По рассказам Игоря, внука Носова, он с дедушкой часто заходил в букинистические магазины, где Николай Николаевич выбирал себе книгу, а придя домой тут же садился за чтение с карандашом в руках. При этом тематика выбираемых книг была очень обширна – от пчеловодства до космонавтики. Все почерпнутые сведения так или иначе впоследствии фигурировали в рассказах и повестях писателя – он не мог писать о том, в чем не разбирался.

носов читает детям.jpg

Родственники писателя отмечали, что Носову была присуща такая черта, как умение объяснять. «Вообще, в нем много было от учителя», – пишет сестра жены Николая Николаевича. – «Надо ли было объяснить, как лучше добраться до отдаленного района Москвы, какую лучше выбрать книгу, как починить испорченный бытовой прибор – он с готовностью и даже радостью принимался объяснять». Кроме того, для Носова было характерно обостренное восприятие смешного: «Он мог рассказать вполне обычную историю так, что обхохочешься, и все собирал в свою писательскую корзинку».

Носов был очень внимателен к своим читателям: он получал множество писем, не всегда и не всем успевал отвечать, но открыто рассказывал и детям, и их родителям о своих творческих планах, отвечал на их вопросы, давал советы, дарил свои книги, интересовался их мнением о своих произведениях. Однако, Николай Николаевич, несмотря на то, что писал веселые книги, не был весельчаком или юмористом в жизни. Он не стремился демонстрировать свой талант, был молчалив, но не боялся критики коллег по литературному цеху.

Герои, ожившие на страницах книг Носова, стали популярными не только в СССР, но и за рубежом. Например, владелец кондитерского магазина в Японии написал Носову письмо, в котором выражал желание назвать свое предприятие в честь Незнайки.

Николай Носов умер 26 июля 1976 года. Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Как писал Самуил Миримский, писатель и редактор, знакомый с Носовым: «Когда я читаю и перечитываю его книги, писатель всегда представляется мне человеком из детства, ярко одаренным мальчишкой. Любознательность, жизнерадостность, простодушие, искренность, расположенность к дружбе были в человеческом характере писателя. Именно таким он был по глубинной сути своей. И таким навсегда останется для своих читателей».

 

Екатерина Постная

 


 

Рекомендуем

Елена Рерих. Расширяя границы
Мэтт ЛеБлан. Роль, ставшая частью жизни
Марчелло Мастроянни. Чеховский герой из Италии
Понятная психология от современного автора. «Мир нарциссической жертвы» Александры Долгановой
Владимир Даль. Человек – слово
Что? Где? Когда? Театры, фламенко и немного вестерна
Гертруда Стайн. Роза это роза это роза
Шарль Монтескье. Культ Разума
Дмитрий Дмитриенко: "Мы в ансамбле дорожим каждым слушателем и остаемся ему верны"
Книга недели. Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»