Партнеры Живи добром

Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»


Быть детским писателем – нелегкое занятие. С детьми не стоит лукавить или пытаться их обмануть в желании показаться искренним. «Подумайте, взвесьте. Писать для детей – это трудный хлеб. Жить на это нельзя, а отдавать себя надо полностью…», – говорил известный детский писатель Николай Николаевич Носов.

«У этого талантливого человека вечно юная, детски чистая, чудесная душа». «Он пленил ребят, нас, пишущих для них, своим великолепным, неистощимым юмором, который никогда и нигде не переходит в нарочитое комикование, не становится дурашливостью, изощряющейся в поисках смешного», – отзывались о Носове современники. Тем не менее, его называли человеком противоречивым, сложным, нелегко сходящимся с людьми, одиноким.

Николай Носов появился на свет 23 ноября 1908 года в Киеве. Мать, Варвара Петровна, воспитывала детей, отец Николай Петрович выступал артистом в «квартете поющих бродяг», переодевающихся в старые крестьянские лохмотья и изображающих беглых заключенных, стремящихся попасть из Сибири на родину. Впрочем, в разные периоды жизни он числился плотником, кассиром, рабочим железной дороги. Через некоторое время семейство переезжает в город Ирпень в восьми километрах от Киева.

Детство в Ирпени Носов описал в книге «Тайна на дне колодца». Автобиографическая повесть представляет собой удивительное сочетание детских воспоминаний и размышлений зрелого человека. Автор рассказывает, как он представлял окружающие предметы в качестве живых людей, с присущим характером и внешностью, как относился к отцу («мой добрый великан»), матери («милая мамочка, ненаглядная»), какие приключения происходили с ним и старшим братом Петром. Когда Николай подрос, в семье появились двое детей – «малыши Лялька и Бобка». Дружная и крепкая семья сумела пережить ужасы Первой мировой и Гражданской войн. «Для нас война была прозой жизни», – пишет Носов.

носов.jpg

В 1924 году Николай заканчивает семилетнюю школу и идет работать на кирпичный завод, затем разносчиком газет, параллельно изучает предметы средней школы. Он показывает себя как разносторонне одаренная личность: увлекается музыкой, фотографией, химией, радиотехникой. Он проявил интерес к игре на скрипке – «мечтал стать кем-то вроде Паганини, не меньше», но это занятие быстро наскучило. Затем Николай с другом организовывают небольшую химическую лабораторию. Неожиданно он резко меняет курс и поступает в Художественный институт, будучи увлеченным фотографией, однако в 1929 году уезжает в Москву и сдает экзамены в Московский государственный институт кинематографии.

Двадцать лет Носов занимается режиссерской деятельностью. В 1943 году его награждают Орденом Красной Звезды за фильм «Планетарные трансмиссии в танках». С фильмом связан интересный факт: он был посвящен устройству танка «Черчилль», который поставлялся СССР из Англии, и после демонстрации работы машины были выявлены неполадки. Иными словами, никто, включая опытного танкиста, не могли понять, как управлять танком. Увидев это, Николай Николаевич попросил сесть в кабину вместе с танкистом и посмотреть, в чем дело. В то время как управляющий машиной танкист включал и выключал двигатель, поворачивал рычаги, Носов внимательно наблюдал за его манипуляциями. В результате, Николаю Николаевичу удалось обнаружить ошибку, а танкист не мог поверить, что Носов знает устройство танка на любительском уровне.

Как Николай Носов стал писателем? В мемуарах он отзывался, что на этот вопрос, задаваемый читателями, ему хочется ответить: «Да как-то так вышло…». Но стремление создавать детские произведения не возникло спонтанно. В немалой степени поспособствовал факт рождения собственного ребенка в 1931 году. Николай Николаевич оказался близок к волшебному миру детства, был поражен и удивлен им, что и послужило причиной выбора.

носов2.jpg

Литературная деятельность автора начинается в 1938 году с публикацией небольшого рассказа «Затейники» в журнале «Мурзилка». Через несколько лет, в 1945 году выходит первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», за ним, спустя год, второй – «Ступеньки». В 1952 году повесть «Витя Малеев в школе и дома» приносит писателю Государственную премию СССР. В произведении рассказывается о двух друзьях Вите и Косте Шишкине, в течение одного школьного года ухитряющихся попадать в нелепые и поучительные ситуации. По мотивам повести был создан фильм «Два друга».

Как утверждает сам автор, к написанию повести его подтолкнул подслушанный разговор двух учительниц, которые обсуждали, что неуспевающий ученик никогда не будет хорошо учиться, сколько ему ни помогай – ведь он привык, чтобы его «тянули». «Мне ярко представился такой ученик, у которого нет-нет да и появляется желание, даже решимость взяться за дело и начать «новую жизнь», да вся беда в том, что решимость держится у него чаще всего не более одного дня. Таким образом, созрел замысел будущей повести: отстающий ученик преодолевает свое отставание, борясь с недостатками своего характера (иначе говоря, формирует свой характер)».

В 1953 году Николай Носов приступает к написанию трилогии о Незнайке, в которую входят «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Персонажами повестей являются коротышки – маленькие человечки из Цветочного городка. Главный герой – Незнайка, мальчишка с соломенного цвета волосами и огромной голубой шляпой, в широких штанах, непоседливый и задиристый, но честный и добрый. Были ли реальные прототипы у этого героя? Кто-то считал, что Незнайка напоминает сына Носова Петра, кто-то сравнивал его с самим писателем за любовь к разным выдумкам. Николай Николаевич описывал этого персонажа так: «это… ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете сколько-нибудь долгое время». В 1969 году писателя награждают Государственной премией РСФСР имени Крупской за трилогию.

cover_48811.jpg

По окончании работы над книгами о Незнайке и его друзьях, писатель переходит к созданию произведений для взрослых. Например, в 1969 году он пишет «Иронические юморески», сборник эссе на различные темы: воспитание детей, самовоспитание, отношение к литературе и многое другое. Спустя два года издается книга «Повесть о моем друге Игоре», в которой описывается становление личности и характера ребенка. Последним произведением писателя могла бы стать «Повесть о первой любви», – «Сейчас мой герой подрос, повзрослел, и пришла пора ему полюбить». Увы, эта задумка осталась нереализованной.

Исследователи творчества Николая Носова выделяют три основных периода его литературной деятельности. Первый период – рассказы и повести, произведения об обычных ребятах, в которых читатели могут угадать сами себя. Повествование ведется от имени самих героев, поэтому нет давящего ощущения того, что взрослый человек поучает, как нужно поступить в той или иной ситуации – ребенок сам способен сделать выводы. Второй этап связан со сказочной трилогией о Незнайке, где писатель усложняет задачу – помимо простых навыков, о приобретении которых можно узнать из его первых рассказов и повестей, писатель включает обучение арифметике или приготовление каши, он рассказывает о космосе, ракетостроении, устройстве общества. Третий этап, автобиографический, позволяет писателю понять особенности детской психологии уже со взрослой, осознанной точки зрения и поделиться этими знаниями с читателями.

В своем творчестве Носов особое внимание уделял балансу фантазии и правды – он считал, что через сказочное описание необходимо передать правдивые черты реальности. «Если писатель нарушит эту логику, то у него получится не художественное произведение, а сапоги всмятку, то есть нечто, не внушающее читателю никакого доверия».

Книги были не только частью работы писателя, но и помогали ему отдыхать. По рассказам Игоря, внука Носова, он с дедушкой часто заходил в букинистические магазины, где Николай Николаевич выбирал себе книгу, а придя домой тут же садился за чтение с карандашом в руках. При этом тематика выбираемых книг была очень обширна – от пчеловодства до космонавтики. Все почерпнутые сведения так или иначе впоследствии фигурировали в рассказах и повестях писателя – он не мог писать о том, в чем не разбирался.

носов читает детям.jpg

Родственники писателя отмечали, что Носову была присуща такая черта, как умение объяснять. «Вообще, в нем много было от учителя», – пишет сестра жены Николая Николаевича. – «Надо ли было объяснить, как лучше добраться до отдаленного района Москвы, какую лучше выбрать книгу, как починить испорченный бытовой прибор – он с готовностью и даже радостью принимался объяснять». Кроме того, для Носова было характерно обостренное восприятие смешного: «Он мог рассказать вполне обычную историю так, что обхохочешься, и все собирал в свою писательскую корзинку».

Носов был очень внимателен к своим читателям: он получал множество писем, не всегда и не всем успевал отвечать, но открыто рассказывал и детям, и их родителям о своих творческих планах, отвечал на их вопросы, давал советы, дарил свои книги, интересовался их мнением о своих произведениях. Однако, Николай Николаевич, несмотря на то, что писал веселые книги, не был весельчаком или юмористом в жизни. Он не стремился демонстрировать свой талант, был молчалив, но не боялся критики коллег по литературному цеху.

Герои, ожившие на страницах книг Носова, стали популярными не только в СССР, но и за рубежом. Например, владелец кондитерского магазина в Японии написал Носову письмо, в котором выражал желание назвать свое предприятие в честь Незнайки.

Николай Носов умер 26 июля 1976 года. Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Как писал Самуил Миримский, писатель и редактор, знакомый с Носовым: «Когда я читаю и перечитываю его книги, писатель всегда представляется мне человеком из детства, ярко одаренным мальчишкой. Любознательность, жизнерадостность, простодушие, искренность, расположенность к дружбе были в человеческом характере писателя. Именно таким он был по глубинной сути своей. И таким навсегда останется для своих читателей».

 

Екатерина Постная

 


 

Рекомендуем

Пленительное счастье Игоря Костолевского
Винсент Ван Гог. Познание мира и самосознание человека
Дэвид Духовны: «Я вырос, думая, что я русский»
Александр Вампилов или история «потерянного поколения»
Лучезарный архитектор Шарль ле Корбюзье
Шарль Бодлер. Тот, кого не любят, но помнят
Страхи Владимира Маяковского
Татьяна Пельтцер – заслуженная бабушка СССР
Барбара Стэнвик. Танец на удачу
Когда размер красит. В чём прелесть plus size?