Партнеры Живи добром

Семен Венгеров. Главный «книжный шкаф» Российской империи.


Семен Афанасьевич Венгеров – человек настолько малоизвестный, насколько глубоко интеллигентный и образованный. Его судьба неотъемлемо была связана с книгами, которые он любил всей душой. За свою жизнь С. Венгеров составил более 2000 словарных статей и справочной информации по творчеству русских писателей и около миллиона библиографический описаний книг. Он стоял во главе издания первого в России масштабного сборника библиографических, справочных, критических материалов о литературе периода, охватывающего несколько столетий.

Семья, в которой родился С. Венгеров, была более чем образцовой. За финансовое благополучие отвечал отец, директор банка, за духовное развитие – мама и тетя, которые обе были связаны с литературным миром. Мама в свободное от домашних забот время писала мемуары своей бабушки, тетя работала в переводческой сфере. Отдав дань родительским упованиям, С. Венгеров отучился два года в Медико-хирургической академии, затем по собственной воле закончил юридический факультет и, наконец, поступил на историко-филологический. Несмотря на активную творческую литературную деятельность (он начал печатать свои критические статьи в журналах с 17 лет), С. Венгеров не сразу осознал себя как профессионального филолога. 

Семен Венгеров

Но когда в 1879 году он нашел свое жизненное призвание,его инициативности в развитии библиографической деятельности не было предела. Он примыкает к обществу любителей российской словесности в Московском университете, затем становится доктором русского языка и словесности, чуть позже председателем Литературного фонда, а с 1917 года он является директором Российской книжной палаты, учрежденной им самим.

Масштабность работ С. Венгерова потрясает всякое воображение. В результате напряженных изысканий, его архив заполнился уникальными материалами не только описаний малоизвестных книг, но биографий писателей, существующих в единственном экземпляре только в справочной литературе С. Венгерова. Сам составитель критико-биографического словаря задавался несколькими целями: описать сочинения всех русских писателей от Древнерусского государства до первой четверти XX века, составить биографию каждого писателя, а также оформить список литературы, которая содержит сведения относительно творческой деятельности писателей.

vengerov1.jpg

Задача для времени, в котором посчастливилось жить маститому библиографу, колоссальная. Он делал свою работу с нуля, не имея зачастую сколько-нибудь архивированной информации в одном каталоге. Приходилось по крупицам собирать библиографические и биографические сведения об авторах по всей России. К тем писателям, которые являлись современниками С. Венгерову, он лично обращался с просьбой написать свою автобиографию с целью увековечить ее в своих сборниках. Так, стараниями С. Венгерова, в истории русской литературы остались сведения о писателях, не имеющих иных биографий кроме тех, которые они сами же составили для словарей старательного библиографа.

Интересно, что активная деятельность С. Венгерова проходила во время всплеска интереса к библиографической теме в России. Примерно в эти же годы создается русское библиографическое общество, принадлежащее Московскому университету. Сам С. Венгеров в деятельности этого общества не был замечен, но он так или иначе вращался в этой среде со своими идеями, чаяниями и надеждами по масштабному архивированию книг русской литературы.

венгеров.jpg

Пожалуй, самым важным формальным достижением С. Венгерова было создание русского библиологического общества, в рамках которого он с особым рвением стремился к осуществлению полной регистрации и каталогизации книг. 

Скрупулезная литературно-библиографическая деятельность С. Венгерова с первого взгляда может быть незаметна, но своим трудом он в буквальном смысле писал новейшую для своего времени историю русской и европейской литературы, упорядочивая ее и организуя в строгую последовательность описаний, критических заметок и справочной информации.


Анна Иоки



 

Рекомендуем

Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
«Всё равно в Одессе будет тесно…» («Одесса» реж. Валерий Тодоровский)
Как стать актёром?
Вааай, какая жэнщина – Софико Чиаурели
Выставка «Периодическая печать военных лет (1941-1945 гг.) и ее вклад в Победу»
Караваджо и последователи. Картины из собрания Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?
Pearson в Библиотеке иностранной литературы
Николай Васильевич и духи ("Гоголь. Начало" реж. Егор Баранов)
Мастер-классы на выставке «Кижская азбука»