Партнеры Живи добром

Великий Бард: 400-ая годовщина Уильяма Шекспира


В поздних пьесах Шекспира, девушки только и делают, что динамят.

(Уистен Хью Один)

23 апреля мир празднует День рождения Уильяма Шекспира: в Японии пересматривают «Трон в крови» Акиры Куросавы, в Англии устраивают беспрецедентное шоу Shakespeare live с участием топовых звёзд театра и кино, а в России состоялось уникальное культурное событие – открытие выставки «От Елизаветы до Виктории» в рамках Года языка и литературы Великобритании и России 2016.

Спустя 400 лет, загадочная фигура Уильяма Шекспира продолжает волновать умы. До сих пор не найден ответ на главный вопрос: кем был Шекспир? Сын ремесленника, получивший весьма сносное образование создал 38 пьес и написал 154 сонета, открыл несколько театров в Лондоне. Похоже ли на правду?

Драматическое творчество Уильяма Шекспира носит образцовый характер. Дело не только в чувствах и мыслях, которые оно пробуждает, но и в технической части. В силу сложности создания привычной русскому уху рифмы «розы-мимозы», в английском языке вплоть до XIX века имела место тенденция белого стиха – “blanck verse”. Английские поэты, в том числе Шекспир, стремились к созданию интеллектуальной, скрытой рифмы. Вероятно, именно это сподвигло Уильяма Шекспира на введение в английский язык около 229 новых слов (рекордсмен - Джон Мильтон, 630 новых слов).

1.jpg

Среди произведений Шекспира есть комедии, есть трагедии, однако особенное место в его творчестве занимают пьесы-хроники, посвящённые английской истории, от Эдуарда III и Чёрного принца и до короля Генриха VIII. Разрабатывая персонаж монарха, Шекспир делал попытки «очеловечить» его. Местами это приводило к некоторым отклонениям от исторической действительности. Джон Норвич, британский писатель, провёл литературно-историческое исследование, результаты которого облёк в книгу «Шекспировские короли». Разделяя аллегорическое моралите и художественный вымысел от исторических реалий. Важный вклад в осознание и понимание творчества Шекспира широкой публикой был внесён Уистеном Хью Оденом, автором книги «Лекции о Шекспире». Лекции читались в одном из нью-йоркских университетов в 1946-1947 гг. 

Оден отказавшись от обильного цитирования не скатывается в пропасть клише и убеждений, а рассуждает о философии произведений Бессмертного барда, делая важную ремарку: у каждого человека – свой Шекспир «в этом нет ничего страшного, при условии, что, выдумывая Шекспира, мы опираемся только на его тексты». Вот и The Guardian, опубликовав в 2013 году статью Саймона Критчли, предложив переосмыслить подход к прочтению Шекспира. Став брендом, творческое наследие Шекспира стало утрачивать своё очарование и приняло «удобные» трактовки. Дабы отогнать от Шекспира тень обывательства, Критчли предлагает сделать Шекспира «опасным», прибегнув к современным интерпретациям, отражающим через знакомые всем сюжетные линии современность.

2.jpg

Шекспир создал целый культурный пласт в истории Англии. В том числе с помощью театра. Иоганн Петер Эккерман, немецкий литературный критик, отмечал некоторые противоречия в произведениях Шекспира, однако объяснял, что вряд ли тот думал, что его произведения «будут лежать перед читателем, как ряды напечатанных букв, которые можно пересчитать и сопоставить между собой; скорей он видел перед собой сцену». К слову, одна из старейших драматических школ Англии, Королевская академия драматического искусства (RADA), среди выпускников которой некогда были Том Хидлстон, Шон Бин, Алан Рикман и др., обучает своих студентов технике актёрской игры, принятой в легендарном театре «Глобус». Дело в том, что основа шекспировской театральной постановки – актёрская игра. Театр Шекспира всегда имел «народные корни», что делало его доступным большинству, но лишало пышных декораций. Поэтому работа актёра на сцене и живое взаимодействие с публикой, до сих пор делает его неподражаемо прекрасным.

Став символом английской литературы, классической драматургии и мировой театральной культуры, Уильям Шекспир также стал брендом, набирающим популярность, стимулирующую к дальнейшему развитию. Ум рождает сомнение, а Шекспир обязательно заставит вас засомневаться.


Александра Пешкова



 

Рекомендуем

Афанасий Кочетков – Максим Горький советского кино
Ярмарка кошачьего тщеславия
333 года театру, который сменил множество имен, но остался верен своему-Одеон
Эффект домино («Скандал» реж. Джей Роуч)
Русский Уайльд. Игорь Северянин
BACKSTAGE MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2013
Монсеррат Кабалье: певица с золотым сердцем
Мариус Петипа - «Эпоха русского балета»
Презентация-дискуссия «Книга и выставка в эпоху перемен»
Анджелина Джоли: искусство быть человеком