Партнеры Живи добром

Женщина-туман: Мари-Мадлен де Лафайет


Мари-Мадлен де Лафайет (1634-1693) – французская писательница, наиболее знаменитыми произведениями которой являются «Принцесса Клевская» и «Принцесса де Монпасье». 


Мадам де Лафайет неспроста выбирает для своих произведений особ, занимающих высокое положение на социальной лестнице – хотя сама она происходила из бедного и не очень знатного рода (отец ее носил титул конюшего (Оcuyer) - самый мелкий из дворянских чинов), ее сознательная жизнь проходила в самом высоком обществе.  Именно в этих кругах она и получила прозвище Le Brouillard (туман) – то ли из-за привычки к домоседству, то ли из-за тайн, окружавших ее творческую и личную жизнь, а может и из-за того, что при публикации произведений писательница всегда скрывалась под псевдонимами –причем настолько успешно, что и сейчас еще спорят об авторстве многих приписываемых ей произведений.


Мари Мадлен де Лафайет


Мари-Мадлен, урожденная Пьош де ла Вернь родилась 18 марта 1634 в Париже. Отец Мари умер, когда ей было всего 15 лет, уже через год мать вышла замуж во второй раз -  за шевалье Рене-Рено де Севинье. Юная мадемуазель Ла Вернь браку матери рада не была,  но благодаря ему она познакомилась с госпожой де Севинье -  женщиной, которая стала ее ближайшей подругой на всю жизнь. Именно с именем госпожи Севинье связаны первые литературные опыты будущей писательницы: портрет госпожи Севинье - самое раннее из дошедших до нас произведений де Лафайет. 


Еще одним человеком, повлиявшим на обращение Мари-Мадлен к литературе был Жиль Менаж –начинающий литератор, обучавший Мадлен латыни и влюбившийся в свою ученицу. Он показал ей книги, которые потом стали источниками для ее произведений, помогал советами. Менаж тоже остался ее другом на всю жизнь, хотя их отношения не всегда были легкими.


Активная светская и литературная жизнь писательницы началась в салоне Рамбуйе, на собраниях которого она присутствовала под именем Фелисианы. Сомез в «Словаре прециозниц» характеризует ее как «обходительную, молодую и остроумную прециозницу, веселого нрава, приятную в общении, прекрасно обученную манерам, обязательную и немного насмешливую; но высмеивает она вас с таким отменным изяществом, что те, с кем она суровее всего обходится, только крепче любят ее..». 


В 1655 году Мадлен вышла замуж за Жана-Франсуа Мотье, графа де Лафайет, выходца из почтенного овернского рода, который был на восемнадцать лет старше своей невесты. После свадьбы молодожены переехали жить в замок Надд в Оверни, но там Мари-Мадлен очень тосковала по Парижу. От скуки ее сначала спасал затянувшийся судебный процесс, связанный с деловыми неудачами мужа, потом начались проблемы со здоровьем  - она с 23 лет страдала подагрой – но, несмотря ни на что, в 1657, беременная, госпожа де Лафайет снова вернулась в Париж. В 1658 у госпожи де Лафайет родился первенец, Луи, год спустя - второй сын, Арман. 


Мари Мадлен де Лафайет


Однако с 1660-ых годов госпожу де Лафайет больше привлекали светские и литературные вопросы, чем семья. В 1659 она познакомилась с Сегре и Юэ – людьми, оказавшими такое влияние на ее творчество, что их нередко называют соавторами ее произведений, что и неудивительно, так как в большинстве случаев она публиковалась под именем Сегре.  С 1660 она становится приближенной Генриетты Английской, с которой Госпожа де Лафайет познакомилась в монастыре Шайо, когда принцессе было всего 7. «Мадам» - так звучал титул Генриетту – стала необычайно близка Мари-Мадлен, ее ранняя и не вполне объяснимая смерть в 1670 стала для нее настоящей трагедией. 


В 1665 году завязались самые важные для творчества Мадлен де Лафайет отношения - впрочем, не совсем понятного характера - с Ларошфуко. Это общение оказалось крайне важным периодом для обоих: с этого времени начался расцвет творчества писательницы (в 1662 вышла «принцесса де Монпасье» и 1678 анонимно - «Принцесса Клевская»), а Ларошфуко заканчивал работу над своими «Максимами» - в которой, как считается, ему помогала госпожа де Лафайет. Влияние философа на творчество писательницы видно не только по ее романам, но и подтверждено в письмах – втроем с Сегре они составляли план романа «Принцесса Клевская» еще в 1672. 


1680 - год смерти Ларошфуко стал переломным для госпожи де Лафайет. Его смерть оказалась тяжелейшим ударом для Мадлен.  Госпожа де Севинье написала в этой связи: "Где отыскать госпоже де Лафайет другого такого же друга, составлявшего ей столь изысканное, приятное и очаровательное общество, преисполненного уважения к ней и ее сыну? <...>Она перестала быть собой<...> Все утешатся, но только не она". 


Она действительно так и не утешилась: Мари-Мадлен начала постепенно отходить и от творческой и от светской жизни, все реже появлялась в свете. В 1683 году умер муж Мари-Мадлен, и это еще больше подточило ее душевное состояние. Последние годы жизни писательницы протекали в самом близком кругу, состояние ее здоровья все ухудшалось, и в 1693 году 25 мая Мари-Мадлен умерла. В некрологе, опубликованном на страницах "Меркюр Галан", про нее написали : "она столь блистала умом и заслугами, что завоевала уважение самых именитых французов».


Мари-Мадлен де Лафайет считается лучшей французской писательницей  своего времени. Ее произведения – больше, чем просто любовные романы, как те, что писали ее современницы – и сейчас остаются классикой мировой литературы. 



Яэль Гуницкая 



 

Рекомендуем

Константин Хабенский: «Профессия актёра — очень сволочная»
Выставка «Красавец мужчина»: русские модники и их украшения
Fashion Future. Взгляд в будущее
Анджелина Джоли: искусство быть человеком
Биши Шелли. Романтик и рационалист
Шарль Пьер Бодлер. Жизнь полная боли
Творческая интуиция Фредерика Шопена
Брюс Ли: Маленький Дракон
Proenza Schouler: «Больше всего мы жалеем о названии нашей марки»
Иегуди Менухин: скрипка, концерт и Париж