Айзек Азимов. Топ-7 рассказов
Айзек Азимов – американский писатель-фантаст русско-еврейского происхождения, автор более 500 художественных и научно-популярных произведений, многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Айзек Азимов входит в «Большую тройку» американских писателей-фантастов.
Он считал, что научная фантастика призвана объединять людей. Один из его рассказов – «Двухсотлетний человек» был экранирован в 1999 году, главную роль довелось исполнить Робину Уильямсу. «Вера»
Проснувшись однажды утром в своем доме, физик Роджер Туми понял, что он парит под потолком, левитирует иначе летает. Неожиданно проявленная способность достопочтенного профессора посредством слухов быстро становится достоянием общественности.
Его обвинили в мошенничестве, чудачестве и даже сумасшествии. Никто, не единая живая душа не поверила, что физик действительно умеет с удивительной скоростью изменять свой вес и парить в воздухе. Возмущенный декан факультета заявил своему подчиненному, что если увидит нечто необычное, скорее усомниться в своем разуме или остроте зрения.
В этом рассказе Айзек Азимов заставил своего героя поразмышлять на тему, скорее подходящую Средним Векам, чем современности – на чем зиждется вера. И надо сказать, его герой пришёл к интересным выводам!
«Грехи мира»
Огромная вычислительная машина Мультивак управляет мировой экономикой, обеспечивает развитие наук, в том числе и социологии. Машина знает все и обо всех, все секреты, все тайны, подноготную каждого человека, его добродетели и его грехи, ведь Мультиваку добросовестно «скармливают» анкеты людей. Сопоставляя данные, он может определить ложь и с большой вероятностью предсказать покушение на убийство. От всемогущего Мультивака ничего не скроешь, ничего не утаишь. Но однажды, выдавая прогноз на день, он показал, что ему самому грозит опасность и указал человека, который представляет угрозу. Подозреваемого тут же взяли под арест, но на графиках вероятность совершения преступления неуклонно продолжала расти! В этом рассказе Айзек Азимов ловко примеряет на машину религиозное понятие «греха», вычисляет меру человечности и объясняет, почему человек не может жить вечность.
«Непреднамеренная победа»
Разведывательная экспедиция из трёх роботов – Первого, Второго и Третьего летит на Юпитер. Высокомерные аборигены встречают гостей из берилло-иридиево-бронзового сплава тепловыми лучами, высоковольтным напряжением и даже кислородом. Бесплодность попыток уничтожить посланников заставляет хозяев сменить тактику, взяв на вооружение – тактику устрашения.
Юпитериане проводят незваным гостям экскурсию по портовому городку, впечатляя роботов своими техническими разработками. Непосредственные роботы всему удивляются и даже поддаются меланхолии из-за повышенной агрессии хозяев и большого потенциала вооружения. Но к их удивлению заносчивые жители Юпитера меняют тактику еще раз, отказываясь от экспансии Галактики, ставя роботов в тупик.
Смешной и весьма поучительный рассказ о том, как важно избегать предубеждений и уметь принимать решения, не поддаваясь влиянию эмоций.
«Бильярдный шар»
Конкуренция дельцов – двигатель торговли, соперничество ученых – двигатель науки. Два выдающихся ученых, один чистый теоретик, второй практик, один – обладатель Нобелевских премий, известный в узком кругу специалистов, зачуханный гений, второй – шоумен, бизнесмен, популяризатор науки, гениальный изобретатель.
Соперники являются равновеликими фигурами для науки. Но как бы ни было полезно для научного прогресса соперничество двух светил, к чему оно на самом деле приводит в жизни – расстроенным нервам, раннему облысению, обгрызенным ногтям и даже смерти!
Соперничество вызывает всплеск тщеславия, самолюбия и зависти, разрушительным эмоциям, перед которыми значение общей пользы меркнет. Айзек Азимов в этом рассказе раскладывает по полочкам психологию соперников, показывая, куда могут завести примитивные страсти.
«Уродливый мальчуган»
Вот уже не первый десяток лет человечество мечтает о машине времени, технике, способной переносить человека сквозь время и пространство. Представьте, что исследования в этой области достигли значительного прогресса и если зафиксировать на экране образ существа, живущего в отдаленную эпоху, его можно перенести в наш мир.
Сложность создания новой техники в том, что нужно произвести многочисленные опыты, набить кучу шишек и убить пару-тройку невинных белых мышек. С гибелью мышей во благо человечества общество уже смирилось, но что если на кону эксперимента будет стоять жизнь мальчика-неандертальца, уродливого, неказистого, почти обезьяны?
Сможет ли человечество в лице женщины – няньки-гувернантки и мужчины – выдающегося ученого – растоптать юную жизнь ради будущих успехов науки, ради финансирования проекта, ради славы, гремящей в поколениях? Есть ли обстоятельства в жизни человека, которые позволяют игнорировать железное правило Антуана Сента-Экзюпери: «Мы ответственны за тех, кого приручили»?
«Мертвое прошлое»
Задумывались ли вы, что несет в себе изобретение машины времени? Возможность получить достоверные данные о существовании древних цивилизаций, узнать подробности жизни героев и злодеев, гениев и их завистников, изменить ход истории? Значение открытия для истории человечества понятно и не требует дополнительных объяснений, но что изменит появление машины времени для обычного человека?
Что если каждый человек сможет увидеть на экране жизнь своих родителей, свою жизнь, жизнь своих детей, ведь прошлое – это не только столетие или десятилетие назад, но даже секунда! Не должно ли прошлое – оставаться прошлым, как мертвый человек – мертвым? Прошлое – это то, что ушло, ушло безвозвратно, и лишь то, что осталось в памяти человечества, крупицы и осколки древних знаний, заслужило право именоваться культурным наследием.
Рассказ «Мертвое прошлое» затрагивает интересную тему общего и частного блага, так ли часто они совпадают? Может ли, должен ли человек ради научных данных пожертвовать личными интересами? Или он всегда остается человеком и в науке, и личной жизни? Стоит ли учитывать этот фактор, открывая границы неизведанного?
«Двухсотлетний человек» или « Позитронный человек»
Рассказ о позитронном человеке затрагивает проблему человечности. Является ли человечность атрибутом человека и только? Может ли кто-нибудь кроме человека, например, робот, иметь душу? Содержит ли в себе технологичное создание черты своего создателя? Достаточно ли выглядеть как человек, обладать стремлением к свободе воли и творческим мышлением, чтобы тебя назвали человеком?
Оказывается, что предубежденность общества против искусственного интеллекта, заключается в одном единственном нюансе, человек – смертен, а робот – нет, поэтому роботу никогда не стать человеком. Чем готов пожертвовать робот – смертью тела или смертью желаний?
Над этими вопросами Айзек Азимов ломает голову в рассказе «Двухсотлетний человек», заставляя нас задуматься, не делает ли робота человеком – непреодолимое желание иметь право на свою собственную жизнь.
Скобина Евгения
|
Рекомендуем |