Партнеры Живи добром

«Плоды земли» Кнута Гамсуна: норвежская «мыльная опера», получившая Нобелевскую премию


В 1920 году в жизни Кнута Гамсуна происходит событие, идеально вписывающееся в биографию практически любого писателя. Кнуту Гамсуну дают Нобелевскую премию по литературе. Причиной лауреатства становится литературный труд «Плоды земли» (иное название «Соки земли»). Обоснование премии – монументальность.

«Плоды земли» не хочется называть книгой, это – действительно литературный труд. Если не бояться тавтологии, то это - труд о труде. Как часто бывает у Гамсуна, главная роль в этом произведении отведена одиночке Исааку. Сам себя Исаак называет мельничным жёрновом, очевидно это за каменную силу и волю, да отсутствие сантиментов. Исаак осваивал норвежскую глушь с тщательным уважением, и она дала плоды: земли, жену, детей, деньги, скотный двор, лесопилку и почтение.

«Плоды земли» - весьма чинная ода земле, если не считать событий, разворачивающихся за пределами скотины и урожая. Кнут Гамсун написал вполне себе сценарий для бразильской мыльной оперы. На хуторе Исаака в Селарро было всё, что даёт рейтинги в прайм-тайм. Землевладелец искал себе работницу для ведения хозяйства, горничную, в общем-то. Со временем она нашлась, её звали Ингер. У Ингер заячья губа, она плохо говорит, будто бы глупа, но хозяйственна и восхищена мужем.


Кнут Гамсун "Плоды земли"


В череде маленьких и больших забот в семье случается первая драма, Ингер убивает свою новорожденную дочь. Десять минут прожила девочка, которую угораздило появиться на свет с материнским заячьим изъяном. И вроде бы улеглось, муж всё понял, но события «мылятся» дальше. Как-то раз, будучи в гостях, завистливая родственница Олина не досчиталась ребёнка и не постеснялась выдать грех местному ленсману. Ингер посадили. А уж из тюрьмы она, как и полагается, вышла другим человеком, без заячьей губы и с новой дочкой. В тюрьме Ингер любили и максимально социализировали, посему к дикарю-мужу в глушь Селарро возвращаться ей было уныло. Но переборов себя и замолив саботаж, женщина вернулась к предыдущему укладу, тем более трое имеющихся детей не отменились. Правда всё же порывалась разок изменить Исааку, но не смогла.

Время идёт, на хуторе прирастает богатство, Исаак неутомимо строит и пашет. Взрослые дети всячески стремятся быть подстать своим трудолюбивым родителям, кроме старшего сына. Совершенно внезапно Элесеуса больше тянет в облачка, нежели к земле. Он теперь живет в далеком распутном городе и «баллотируется» в преуспевающего модника. Ему больше не нужно растирать в руках пижму, чтобы пахнуть приятно. Он выше на голову своих родителей, так как умеет читать, считать и бросать пыль в глаза. Но город, как мы знаем, страшная сила. Из успехов Элесеуса можно отметить долги, тросточку и весеннее пальто. Принято признавать то, как прозорливы оказывались писатели из прошлого и Кнут Гамсун – не исключение. В 2017 году Элесеус, скорее всего, стоял бы в очереди для оформления кредита на новейший айфон.


Кнут Гамсун


Постепенно вокруг хутора Селарро появляются соседи, но с Исааком по работоспособности и стрессоустойчивости может сравниться только Аксель Стрём. Линия жизни и линия любви Акселя является отражением линий Исаака. Единственное их отличие – это последовательность событий.

В «Плодах земли» есть все кассовые составляющие: любовь, убийства, воровство, суды, наследство, попытка измены, тюрьма, зависть, малодушие, мистика, дружба, благородные помощники и всегда счастливый конец.

Возможно, параллель, проведенная с бразильскими сериалами, кому-то покажется оскорбительной. Я же в этом ничего плохого не вижу, ведь как было бы здорово, если в наших телевизорах появились нобелевские сериалы.

«Плоды земли» нужно непременно прочитать, потому что это в хорошем смысле странная рукопись, где люди живут и совершают поступки, предполагающий накал, надрыв, распад, но нет, картошка взошла.

Кнут Гамсун выписал своему читателю простой рецепт от всех невзгод. Так, Исаак из Селарро увлечен любимым делом, каждый раз он ставит перед собой маленькие и большие цели и достигает их. Он удовлетворен. Исаак и подобный ему второй сын Сиверт – самые счастливые люди в «Плодах земли», у них любимая работа, много свежего воздухи, в городе они никогда не жили.


Маша Ермольчик



 

Рекомендуем

FollowTheFabrika. Шестой этап
День в стиле The Beatles
Женщины Достоевского: реальность и образы
«Что за шум, а драки нет?!» или как снимался фильм «Место встречи изменить нельзя»
XV Международный праздник юмора «Смешной фестиваль»
Мир глазами Светланы Алексеевич
Выставка «Философия метафор»
Лицо с обложки
2-й Международный фестиваль современной музыки Magister Ludi
Джон Хьюстон: жизнь в стиле «нуар»