Партнеры Живи добром

Венеция - синоним вдохновения


«Венеция постоянная вдохновительница наших успокоений» 
Сергей Дягилев 

В этом городе нет канализаций и автомобилей. Здесь строгое число гондольеров - 425, среди которых лишь две представительницы прекрасного пола. Город разделяют 150 каналов, а связывают 409 мостов. Территория, где на 415 км² располагается 117 островов. Место, в котором 20 сантехников приходится на 270 000 жителей. Это всё она - романтичная, загадочная, хрупкая и вместе с тем, волнующая и чарующая Венеция. 

Этот волшебный город каждый год посещают 15 миллионов туристов. Одни приезжают сюда за настоящими венецианскими масками, другие - за муранским стеклом, третьи хотят затеряться в узких улочках, для того чтобы сделать красивое «селфи», а кто-то выбирает этот город, чтобы признаться в любви. Объединяет всех этих людей то, что Венеция никого не оставляет равнодушным. Она вдохновляет… Вдохновляет уже ни одну сотню лет. 

Венеция

«Одно могу сказать: замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни. Вместо улиц и переулков каналы, вместо извозчиков гондолы, архитектура изумительная, и нет того местечка, которое не возбуждало бы исторического или художественного интереса», - А.П. Чехов.

Многие приезжают в Венецию с другого конца света, чтобы хоть раз побывать на площади Сан-Марко, прокатиться по Гранд-каналу, посмотреть Дворец Дожей. А вот великому композитору и скрипачу-виртуозу - Вивальди, повезло родиться в этом городе. Именно здесь в 1713 году Антонио Вивальди написал своё первое произведение - оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера которой произошла в том же году на сцене венецианского «Teatro delle Grazie». 

XVIII век в искусстве стал веком музыки. В это время ни один из городов Европы не мог сравниться с Венецией по музыкальности. Вивальди, Марчелло, Галуппи, Скарлати - эти имена навсегда вписаны в музыкальную историю города. Неудивительно, что первые консерватории появились в Венеции. 

Венеция в восемнадцатом веке - это нескончаемый праздник. Дважды в год проводились венецианские карнавалы, которые длились по несколько месяцев. Традиционным символом карнавала является венецианская маска. Одна из самых популярных масок - «баута». Баута - это белая маска с отверстиями для глаз, которую носили высокопоставленные особы, любившие анонимно ходить «в народ». Благодаря специфической форме маски, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Кстати, это любимая маска Казановы.

«Мир - сцена, где у всякого есть роль», - Уильям Шекспир «Венецианский купец». 

Венеция маски

Не менее популярна, чем баута - маска «Доктор Чумы». Во время эпидемии её надевали доктора, посещавшие пациентов. В длинный клювообразный нос помещали ароматические масла и травы. Считалось, что они защищают от заражения чумой. 

Карнавальная Венеция запечатлена на полотнах Пьетра Лонги (1702-1785)- «Носорог в Венеции», «Ридотто», Франческо Гварди (1712-1793)- «Маскарад в Ридотто». Картина Гварди «Венеция, залив Сан-Марко, Пьяцетта и Дворец дожей» стала самым дорогим произведением в категории «старые мастера» по итогам 2014 года. Полотно было продано на аукционе «Christie» в Лондоне за 16,9 млн. долларов. Картина выставлялась в последний раз на всеобщее обозрение в 1954 году в Брюсселе. Франческо Гварди по праву считается одним из видных представителей венецианской школы живописи. Его картина - «Вид на мост Риальто», ушла с молотка в 2011 году за 44 млн. долларов. 

«Есть такой сорт неудачников, который всю жизнь торгует на венецианских каналах велосипедами», - Аркадий Аверченко «Ресторан «Венецианский карнавал»».

Венеция вдохновляла не только итальянских художников. Ренуар в 1881 году пишет 4 картины - «Дворец Дожей», «Площадь святого Марка в Венеции», «Гранд-канал в Венеции» и «Вид Венеции, туман». Ранее, в 1875 году Эдуард Мане создаёт «Большой канал. Венеция». Когда полотно увидел его современник, критик Джозеф Селадон, он написал: 

«Необычайно маленькое полотно представляет уголок Большого канала Венеции. Вода и небо - цвета индиго, белые швартовые столбы перевиты синими полосами. Эта симфония, где голубой - главный цвет не кажется нелепым и нереальным. Я видел венецианские полдни точно такого же цвета; но Мане преувеличил впечатление почти до фантастического уровня. За этими усилиями несчастного человека, который был влюблен в прозрачные тона, узнаешь его поиски света, его исключительный идеализм…»

Венеция

Поль Синьяк посвятил Венеции две картины - «Венецианская Лагуна» (1904), которая находится в парижском «Орсе» и «Большой канал (Венеция)» (1905) - «Toledo Museum of Art».
Венеция не оставила равнодушным и Айвазовского: в этом городе Иван Константинович создал пять великих полотен. Искусствоведы писали, что до сих пор не один из великих мастеров, не передавал так реалистично и достоверно, все стихии одновременно: и свет, и небо, и воду. Одна из работ художника - «Хаос», вошла в художественную галерею Ватикана, за что папа Римский Григорий XVI удостоил Айвазовского медалью. Н.В. Гоголь по этому поводу говорил: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане». 

«Венеция вся - произведение искусства. Там особенно отчетливо понимаешь, что созданное руками человека может быть намного прекраснее самого человека…», - И. Бродский.

Завораживающий вид на лагуну и остров Сан-Джорджо вдохновили Петра Ильича Чайковского на написание первых трёх частей знаменитой «Четвертой симфонии». Примечательно, что сначала симфония называлась «Do Leoni» в честь крылатого льва на площади Сан-Марко. 

Многие, побывавшие хоть раз в Венеции, возвращались сюда снова и снова. А вот некоторые решили остаться здесь навсегда - на острове Сан-Микеле, среди кипарисов. На последней остановке среди многих венецианцев остались наши известные соотечественники - Игорь Стравинский, Сергей Дягилев и Иосиф Бродский. 

Венеция

Для Дягилева Венеция навсегда останется первой и последней любовью. Ещё будучи студентом, он часто посещал эту «чертовку». Ведь Венеция - это театральный город, в котором дают представления лучшие театры Европы. Однажды Сергей Дягилев написал своей мачехе:

«Я так люблю Венецию, что хотел бы, подобно Вагнеру, умереть там.»

В последние годы жизни великий импресарио жил в кредит. Он умер в гостиничном номере 19 августа 1929 года. Похороны оплатила Коко Шанель, которая при жизни давала деньги на его постановки. Могила Дягилева украшена его предсмертными словами: «Венеция постоянная вдохновительница наших успокоений». А на постаменте рядом с фотографией всегда лежат пуанты. У балетных есть примета: будучи в Венеции, нужно обязательно посетить могилу Дягилева и оставить там свои балетные туфли, это принесёт удачу в карьере. Для того, чтобы пуанты не унесло ветром, их набивают песком. 

Справа от могилы Дягилева покоится его друг - великий композитор и дирижёр - Игорь Стравинский. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность - «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В 1919 году композитор (снова по заказу Дягилева) написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя. Игорь Стравинский умер 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности в Нью-Йорке, в возрасте 90 лет. Последняя воля великого музыканта была исполнена. Гроб с его телом, прибывшим из Америки, встречали пышной церемонией. Иосиф Бродский, который, наблюдая за тем, как прах великого музыканта везут на гондоле в направлении острова Сан-Микеле, грустно пошутил: «Вот — Большой канал, туда Стравинский поканал…» Через четверть столетия и Бродский упокоился рядом со Стравинским. 

Венеция

«Ночь была ветреной, и прежде чем включилась сетчатка, меня охватило чувство абсолютного счастья: в ноздри ударил его всегдашний - для меня - синоним: запах мерзнущих водорослей. Для одних это свежескошенная трава или сено; для других - рождественская хвоя с мандаринами. Для меня - мерзлые водоросли... Тут их, абсолютно свободных, хватало, и я почувствовал, что шагнул в собственный портрет, выполненный из холодного воздуха.»

Это отрывок из эссе Иосифа Бродского «Набережная неисцелимых», в котором поэт описал всё то, что он чувствовал, впервые приехав в этот город в 1973 году. Особая любовь Бродского к Венеции объясняется тем, что Венеция напоминала ему о родном Ленинграде, из которого Бродского «попросили» уехать в 1972 г., и в которой он никогда больше не вернулся. С тех пор Иосиф Бродский каждый год, на протяжении 20 лет, приезжал в город на море.

«На первую свою зарплату в Америке я купил билет на самолет и прилетел в Венецию.»

Как и Стравинского, смерть застала Бродского в Нью-Йорке. Сердце Иосифа Александровича остановилось в ночь на 28 января 1996 года. Лишь через полтора года - 21 июня 1997г. Иосиф Бродский навсегда «переехал» в свой любимый город - в Венецию, находящийся на полпути между мамой -Россией и мачехой - Америкой. Надгробие могилы сделал хороший знакомый Бродского - художник Владимир Радунский. На обратной стороне надгробия есть надпись на латыни (цитата из Проперция): «Letum non omnia finit»- «со смертью всё не кончается». 

Венеция

Несмотря на то, что сегодня Венеции исполняется 1 594 года, она ещё долго будет встречать вас очаровательной улыбкой, завораживать красотой и притягивать нежными чарами. «Идущая ко дну» ждёт вас, для того чтобы «утопить» в своих объятьях.

«Венеция не меняется, именно в этом её тяжкий грех, и её величайшая притягательность.», - Бидиша, «Боже, храни Италию! Наблюдая за венецианцами».


Олеся Копылова


 

Рекомендуем

Добрый волшебник с чердака: Григорий Ягдфельд
Казнить нельзя помиловать («Мавританец», реж. Кевин Макдональд)
«Балет есть замок красоты»
Тараканы и признание в жизни Оруэлла и Кафки: литературный срез
Возделывая свой сад. Вольтер
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
Гарри "Бинг" Кросби - американское бинго
Альфред Лоренс. Первые фотографии из коллекции РОСФОТО
В PERMM откроется «Утопия драконов»
Натан Эйдельман. Человек обостренной совестливости