Партнеры Живи добром

36 Международный студенческий фестиваль ВГИК. Итоги


Торжественное закрытие 36-го Международного студенческого фестиваля ВГИК состоялось 18 ноября. С 1961 года кинофестиваль дает возможность молодым режиссерам заявить о себе. О том, какие фильмы участвовали в фестивале, и какие проблемы затронули в своих работах начинающие режиссеры, вы узнаете из нашей статьи.

В этом году в международном конкурсе участвовало максимальное количество стран – 39. В фестивале состязались работы студентов из Англии, США, Португалии и даже из Тайваня и Эквадора. Для 2-го международного этапа были отобраны 60 фильмов разных жанров: игрового, документального и анимационного. Пять работ студентов ВГИКа: «Массовка. Крупный план», «Рай», «Путешествие к звездам», «Охота на тигра», «Лайв» – прошли второй отборочный тур. Фестиваль объединил людей разных национальностей, культур. Любовь, политика и толерантность – актуальные проблемы, волнующие режиссеров всех стран.. Молодые режиссеры хотели привлечь к этим проблемам внимание общественности.

Представляем вашему вниманию несколько работ, к которым благосклонно отнеслось строгое, но справедливое жюри.

«Лазарь» режиссер Плам Стапл-Хэррис, Вестминстерский Университет

Игровой фильм о случайной встрече англичанки Джесс с Лазарем, иммигрантом из Сербии. Девушка попадает в небольшую аварию, она цела, но с велосипедом брата беда. Лазарь заступается за девушку, но просит взять его в долю и отдать велик. Лазарю не хватает денег на билет домой в Сербию, поэтому он пытается заработать нужную сумму нечестным путем. Он нарочно становится жертвой аварийных ситуаций, попадая под машины со своим велосипедом, после чего просит денежную компенсацию, но ему несильно везет. Джесс поражена его хамским поведение, но, узнав Лазаря получше, она помогает ему в его махинациях.

В подтексте фильма заложены библейские мотивы. Главный герой студенческого фильма цитирует фразу из притчи о добром самаритянине. В ней рассказывается о доброте и безвозмездной помощи попавшему в беду еврею со стороны прохожего самаритянина, не принадлежащего к иудейской вере.

«Близнецы» режиссер Пабло Радисе, Университ Буэнос-Айреса

Шокирующая документальная короткометражка, рассказывающая о жизни двух близнецов. Несмотря на внешнюю схожесть, они выбрали разные жизненные пути. Эфрен стал акушером, а Хосе — судебным доктором в полицейском морге. Братья-близнецы хотят быть отдельными индивидуумами, возможно, поэтому их дороги расходятся: один из них сталкивается каждый день с рождением, а другой в свою очередь со смертью. Сцены их работы настолько реалистичны, что вовремя показа слабонервные зрители закрывали глаза и отворачивались.


«Массовка. Крупный план» режиссер Александр Зубовленко, ВГИК

Фильм о жизни актёров массовых сцен. Люди излагают свои причины участия в массовке, делятся мнением о режиссёрах, у которых они снимались. Они мечтают однажды проснутся знаменитыми. Они любят свою нелегкую, но интересную работу. Хотя этот фильм навевает лёгкую грусть от осознания всей сложности работы, режиссер сумел передать трогательные и смешные моменты в своей картине.

 
Фильм «Рай» режиссер Борис Акопов, ВГИК

Александр тяжело переживает уход жены, поэтому залечивает раны алкоголем. В переходе встречает попрошайку Гришу, и впоследствии у них завязывается дружба до тех пор, пока Александр полностью не приходит в себя. Это история о приключениях двух совершенно разных людей, из разных социальных слоев. Что подразумевал автор под названием «рай»? Возможно, единение «бедных» и «богатых», отсутствие социальных барьеров.

***

Своим мнением, о фестивале и о студенческих работах, поделились с Daily Culture некоторые члены жюри международного кинофестиваля.

Кшиштоф Занусси, польский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Дипломный фильм «Смерть провинциала» Кшиштофа Занусси участвовал во ВГИКовском фестивале в 1966 году, который дал ему путевку в жизнь. В этот раз он был уже не конкурсантом, а членом жюри.

- На наш суд было представлено очень много студенческих работ. Короткий метр трудно смотреть, так как он требует огромного внимания. В короткий метраж нужно еще«войти». В некоторых работах студентов ошибки мешали нормальному восприятию. Студенты затрагивали интересные темы, которые никого не оставят равнодушным. Конечно, есть талантливые картины, которые меня тронули. Но на всеобщее обозрение выставлять их не хочу, я лично поговорю с режиссерами. Фильмы-победители, которые мы выбрали с другими членами жюри, мне понравились. Какие-то в большей степени, а какие-то в меньшей. Это нормальное явление, потому что у каждого свое индивидуальное мнение. В таких фестивалях не нужно искать совершенных работ, на таких мероприятиях мы ищем талантливых режиссеров. При наличии таланта, мы закрываем глаза на ошибки. Талант мы ищем инстинктивно, это приходит с опытом.

Катя Видершпан – программный директор австрийского фестиваля «Виеналле» в Вене (Австрия).

-Грандиозный фестиваль, объединивший талантливых режиссеров из разных стран для обмена опытом. Благодаря ему мы смогли понять, какие проблемы особенно актуальны среди молодежи разных национальностей и культур. К сожалению, жюри не удалось обсудить каждый фильм. Мы отбирали фильмы методом «большинства голосов». Не все фильмы выиграли, за которые я голосовала. Выборка фильмов-победителей- очень уникальный процесс, у каждого жюри свои предпочтения, поэтому трудно было прийти к единому мнению. Особенно мне понравились: польская работа режиссера Клары Коханска-Байона «Соседки», немецкий фильм режиссера Феликса Аренса «Вакуум» и финская кинолента режиссера Лисы Мюллюмяки «Молитва».

Елена Исаева – поэтесса, драматург.

- На фестивале было представлено большое количество работ с замечательным сюжетом, но также встречались работы с ошибками, которые отвлекали от просмотра картины. Делая выводы об увиденном, подытожу: встречались 2 варианта ошибок. Первый вариант ошибки – искусственность ситуации, неправдоподобность ситуации. Нужно строить сценарий на правде жизни, продумывать и выверять каждый шаг в своем сценарии, чтобы зритель, посмотрев картину, поверил. Вторая большая ошибка — пропуск события. Хочется видеть внятность, но не нужно трактовать «внятность», как простоту. В сценарии нужно логически выстраивать ситуацию, уделяя внимания мелочам.

Маргарита Новикова-Рогожина


 

Рекомендуем

Ролан Быков: «детство – феномен выживания человека и душеобразования»
5 фильмов для тех, кто начинает с чистого листа
Писатель больших путешествий
«Центральный Багдад»: новый взгляд на войну в Ираке
По совету Шопенгауэра
Феномен Тайры Бэнкс
Триумфальная кантата Карла Орфа
Джордж Байрон: «Нет места мне на жизненных пирах»
Диалог мирового масштаба
Мастер современной японской гравюры Оно Тадасигэ