Партнеры Живи добром

Роджер Дикинс: скромный мастер операторского искусства


Возможно, вы не знаете кто такой Роджер Дикинс, но, наверняка знакомы с его работами: «Побег из Шоушенка», «Большой Лебовски», «007: Координаты «Скайфолл»» «Бегущий по лезвию 2049»… Все эти фильмы сняты именно Дикинсом, одним из самых востребованных операторов в мире. Перечень его номинаций и наград почти такой же внушительный, как и фильмов. Список премий значительно пополнился благодаря военной драме «1917», которую уже называют одним из главных шедевров Дикинса – а за его долгую карьеру их было немало.

Выходец из приморского городка Торки, сначала Дикинс хотел стать художником. Он даже посещал школу искусства и дизайна, но затем увлёкся фотографией. От фотографии будущий оператор перешёл к музыкальным клипам и документальным фильмам, которыми занимался около семи лет. Это были малобюджетные ленты, и Дикинс научился по максимуму творчески использовать возможности камеры и освещения.


Роджер Дикинс и Сэм Мендес на съёмках "1917"


Уже первые художественные фильмы, в которых Дикинс работал оператором, оказались знаковыми для своего времени – «1984» и «Сид и Нэнси». А через несколько лет он нашёл своих главных режиссёров, с которыми работал двенадцать раз – братьев Коэнов. Их сотрудничество началось с «Бартона Финка» и, несомненно, привлекло заслуженное внимание других режиссёров к Дикинсу.

Дени Вильнёв и Сэм Мендес – ещё одни режиссёры, которые предпочитают работать с Дикинсом и считают его своим кумиром. За операторскую работу в «Бегущем по лезвию 2049» Вильнёва Дикинс наконец-то получил Оскар (это была его 14-я номинация!). Теперь, с «1917» Мендеса, он вновь претендует на статуэтку.


"Кундун" (1997), оператор: Роджер Дикинс


О том, как снят «1917» – как бы одним кадром, – и как долго готовились к съёмкам, рассказывать можно долго. Наверное, помимо Дикинса, на такой в буквальном смысле подвиг способны всего несколько операторов во всём мире. Чего стоит одна сцена артобстрела в Экусте, которая почти полностью освещена лишь пламенем и вспышками снарядов и передаёт зрителю настоящее ощущение ужаса. Здесь помог опыт работы над документальными фильмами, который не только повлиял на манеру съёмки Дикинса, но и на его отношение к работе над проектами: он всегда тщательно готовится к ним, заранее решая, как и где будет снимать. Так что не только его мастерство, но и дотошность, с какой он прорабатывал каждое движение камеры, превратили «1917» в визуальный шедевр.


"Да здравствует Цезарь!" (2016), оператор: Роджер Дикинс


На протяжении более трёх десятилетий, в семьдесят лет, Дикинс остаётся крайне востребованным оператором. Его помощью пользуются даже аниматоры: он был визуальным консультантом мультфильмов «ВАЛЛ-И», «Ранго», «Как приручить дракона» и «Хранители снов».

Кадры, снятые Дикинсом, можно уверенно назвать одними из самых красивых в кинематографе. Отличительные черты его работ – тени и силуэты, стабильная съёмка, необычные ракурсы и зачастую – естественный свет и использование всего одной камеры. Но что действительно отличает работы Дикинса, так это его индивидуальный подход к каждому фильму. Футуристическая насыщенность «Бегущего по лезвию 2049», например, совсем не похожа на кажущуюся простоту «Фарго». Дикинс всегда находит подходящие стиль и атмосферу для фильма, и ему самому это очень нравится: «От «Бегущего по лезвию» к «Щеглу» и к «1917» – это, пожалуй, три самых разных фильма, над которыми я работал. Это очень здорово», – говорит Дикинс.


"Старикам тут не место" (2008), оператор: Роджер Дикинс


За этот индивидуальный подход его и любят режиссёры. Кадры Дикинса могут быть невероятно красивы, но он сосредотачивается не на визуальной красоте, а на сюжете конкретного фильма. Красивый кадр, необычное освещение, запоминающийся ракурс – всё это появится лишь в том случае, если это так или иначе поможет сюжету, покажет метафору или передаст внутреннее состояние героя.

Если Роджер Дикинс просит выкопать три дерева для того, чтобы усилить впечатление изолированности и страха персонажа, никто не будет спорить: деревья послушно выкопают, а после съёмок вернут на место. Даже выбор камеры обусловлен сюжетом (например, 40-миллиметровые линзы для «1917» Дикинс выбрал потому, что с ними изображение выглядит как фотографии времён Первой мировой). Эффективность вместо эффектности. Ничто не должно отвлекать зрителя от истории. Этакая «операторская скромность».


Роджер Дикинс на съёмках "Пленниц" (2013)


В жизни, кстати, Дикинс тоже скромен и не любит, когда внимание обращено на его персону. Так, пришлось приостановить съёмки «Щегла», чтобы оператор поехал на церемонию награждения Оскар – иначе он отказывался уезжать. Получив награду, Дикинс вернулся на площадку на следующий день и спокойно продолжил работу. «Награды – это прекрасно, но я просто люблю работать. Награды – это вишенка на торте» – считает он.

Актёры тоже любят работать с Дикинсом, более того, некоторые соглашаются сняться в фильме потому, что в съёмках участвует знаменитый оператор. Как и с режиссёрами, Дикинс тщательно прорабатывает процесс съёмок с актёрами, советует им, где встать, куда идти, как двигаться. По его собственному признанию, он любит сотрудничать со всеми на съёмочной площадке. Возможно, в этом тоже кроется секрет его безупречной операторской работы.

Сам Дикинс не считает, что у его операторской работы есть какой-то определённый стиль. Можно сказать, что это и так. И всё-таки его работам свойственна уникальная, минималистичная и узнаваемая красота.

«Я чувствую, что всё ещё продолжаю учиться» – признался Дикинс в 70 лет. Он продолжает искать новое и снимать разные фильмы, пробовать себя в разных жанрах и рассказывать с помощью камеры разные истории.


Мария Баратели



 

Рекомендуем

85 лет Театру кукол С.В. Образцова
Последний концерт Фредерика Шопена
«“Мир искусства” поднял знамя для новых завоеваний искусства»
Дорогая роль Владимира Иванова
«Грех молодости» Ивана Лажечникова
Печать наследия. Иван Сытин
Выставка «100 фотографий Анатолия Болдина»
Непокорности имя - Татьяна Окуневская
Игрушечный мир («История игрушек 4» реж. Джош Кули)
Премьера спектакля «Новая квартира» в Театре имени Евгения Вахтангова