Беспощадный идеал («Чудо-женщина: 1984», реж. Пэтти Дженкинс)
Предыдущая лента о Чудо-женщине (Галь Гадот) вышла в 2017 году. Многомиллионный блокбастер и сольный фильм супергероини впервые доверили женщине-режиссеру – Пэтти Дженкинс. Критики высоко оценили проект. Рейтинг на Rotten Tomatoes в 2021 году держится на отметке в 93%. Новому фильму повезло меньше – обидные 60%. «Чудо-женщина: 1984» – местами наивный, но красочный и эмоциональный блокбастер, с предсказуемым финалом, зрелищным экшном и огрехами в деталях (передвижения Лассо Истины иногда ставят в тупик). В общем, фильм не лишен банальных составляющих, переходящих из одной масштабной супергероики в другую. Новая работа Пэтти Дженкинс сталкивается с более интересными сложностями на уровне структуры и развития персонажей. Здесь несколько злодеев. У них непростая судьба, и назвать хотя бы одного из них чистым злом во плоти нельзя. Дженкинс пытается покопаться в их психологии, создать нюансированные портреты. Проблема в том, что не всегда у нее это получается сделать элегантно. О мотивах главного соперника Дианы – Максвелла Лорда (Педро Паскаль) – «Чудо-женщина: 1984» рассказывает во флешбэке. Его личная история делает афериста трагичнее и человечнее: прическа в стиле Трампа и другие намеки на 45 президента США уходят в тень на фоне психологического насилия и карьерных трудностей. Но сама вставка выглядит сумбурно и издалека напоминает попытку повторить флешбэк из первого фильма, в котором показаны мотивы Ареса. Печальное прошлое Лорда не единственное обращение фильма к грустному закадровому миру. «Чудо-женщина: 1984» рискует и затрагивает много социальных проблем. Не со всеми Дженкинс работает одинаково. Нефть, Холодная война, кажется, ее интересуют меньше, чем гендерная дискриминация, и это тоже сказывается на общей картине. Некоторые фрагменты и идеи, представленные в фильме, вызывают если не восхищение, то одобрение и уважение за смелость и попытку пересилить жанровые клише. Но «Чудо-женщина: 1984» совершает и сомнительные ходы.
Режиссерка решилась показать нападение на женщину – грязное домогательство, которое может быть расценено, как попытка изнасилования – самый страшный и запоминающийся эпизод. Блокбастер о принцессе (пусть и воительнице) на минуту меняет интонацию и с пафосного языка супергероики переходит на сдавленный крик. Дженкинс хватило и такта, и умения, чтобы не увязнуть в этой сцене и остаться в рамках возрастного рейтинга. Постановщица внимательно вглядывается в динамику женской дружбы. До того, как натянуть трико Гепарды и покрыться шерстью, Кристен Уиг играет Барбару Минерву, по отношению к ней коллеги-мужчины ведут себя, прямо скажем, пренебрежительно и грубо. И не только мужчины. Женщина каждый день сталкивается с насмешками и показным безразличием, что болезненно сказывается на ее самооценке. Затюканная и навязчивая на первый взгляд, Барбара – образованная и обаятельная, у нее потрясающее чувство юмора, которое смогла оценить только другая женщина – Чудо-женщина. Мотивы героини Уиг понятны, проблемы близки миллионам. Она узнаваема. И потому ее трансформация в Гепарду требует более внимательного и аккуратного обращения. У Дженкинс яркая серая мышка превращается в блеклую скучную и несчастную, лишенную воли кошку – карикатурное преображение. Вместо сильной антагонистки, способной хорошенько отмутузить амазонку, Чудо-женщина получает марионетку Лорда в выцветшем костюме на Хэллоуин. Боль и скорбь Дианы по погибшему более полувека назад любимому тоже можно понять. Она явно запрещала себе любить и крепко закрыла дверь в личную жизнь с тех пор, как Стива (Крис Пайн) не стало. (Вполне возможно, что ей и было уютно в добровольном одиночестве, но общество до сих пор маркирует одиноких женщин как несостоявшихся, отказывая им в счастье. Диану же мы встречаем в 1984, отсылающем к оруэлловской антиутопии. И надо отдать должное Дженкинс, лаконичной сценой в ресторане показавшей устройство мира, сомневающегося в том, что одной может быть комфортно.)
Такой сценарий вполне ожидаем для сказочных принцесс, чья участь долгое время была сплошной подготовкой к встрече с прекрасным принцем и стандартному «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». Что делать и как быть, если принц умрет через пару дней после знакомства, сказочный мир умалчивает. Стив Тревор возвращается в мир Чудо-женщины, чтобы Диана порвала со старым сценарием и научилась жить без веры в единственного и неповторимого Мужчину. Однако его возвращение омрачено драмой основной сюжетной линии. В руках Лорда оказался древний артефакт, работающий по принципу «обезьяньей лапки». За выполненное желание чудо-камень забирает что-то очень важное. Диана и грустная компания антагонистов успели отличиться – секундомер запущен и апокалипсис не за горами: Лорд направо и налево выполняет запросы ни о чем не догадывающихся людей… Чудо-женщина вынуждена выступать не против бога войны, как ранее, а против сбывшихся мечтаний. Бороться с ними сложнее, чем с Аресом. Фильм читает такую мораль, что временами становится не по себе. Протагонистка призывает отказаться от своих желаний, не жалеть себя и радоваться тому, что есть. Но загадывали желания очень разные люди, да и исполнены были не только самые сокровенные мечты. Мы ни в коей мере не хотим обесценить скорбь Дианы. Отпустить того, кто навсегда ушел, тяжело, как тяжело начать жить без важного для тебя человека. «Чудо-женщина: 1984» оступилась не в выборе желания для главной героини, она споткнулась, когда забыла о справедливости и причесала всех под одну гребенку. Легче не становится и от того, что основное оружие Дианы – Лассо Истины. Словно заезженные приставки «пост», «постпост» прошли мимо создателей ленты, и они так и не смогли усвоить, что у каждого своя правда. Конечно, фильм пинает общество потребления, содрогается от перспективы применения оружия массового поражения и показывает, к чему может привести непомерная тяга к власти и величию сильных мира сего. Но у каждого зрителя тоже есть свои желания (в том числе и сиюминутные), и проще ассоциировать себя с безликой жертвой Лорда, чем с прекрасной Галь Гадот.
Диане от рождения даны знания всех языков, сверхспособности (физические и когнитивные), умопомрачительная внешность и непоколебимая уверенность в себе. В первом фильме моральное и физическое превосходство играли амазонке на руку. Во втором идут против нее. Барбаре приходится вкалывать и тратить много времени на изучение языков и древних текстов. И ей все равно никогда не приблизиться к уровню красавицы-коллеги, обустроившейся в шикарной квартире. Что же ей теперь привыкнуть к насмешкам пустых болванов, ценящих женщин только за высоту каблука? Довольствоваться жалкими подачками и радоваться пресловутой роли страшненькой подруги, что так лелеет патриархальный мир? Урок от Дианы Принс, к сожалению, может привести и к таким последствиям… В фильме 2017 года Чудо-женщина, чтобы спасти человечество, черпала силу в любви. В 2020-21 она становится недостижимым идеалом, оторванным от жизни обычного человека, и вынуждена взвалить на плечи еще и функцию морально-нравственного судьи. «Чудо-женщина: 1984» в кино с 14 января.
Елена Громов
|
Рекомендуем |