BLICK'16: "Берлин. Симфония большого города" реж. Вальтер Руттман
В Центре документального кино состоялось открытие фестиваля документального и игрового кино Германии Blick. Организаторы, сотрудники Гёте-Института, подобрали игровые и документальные ленты, в которых находит различное воплощение тема фестиваля этого года «Музыка в кино». Первым фильмом, показанным в рамках программы, стала работа художника и режиссера Вальтера Руттмана «Берлин. Симфония большого города» (1927). В документальной картине режиссер показал, чем живет и дышит город, начиная с раннего утра и заканчивая глубокой ночью. Перед показом киновед Наум Клейман рассказал о создании фильма. По его мнению, кино никогда не было немым, потому что всегда сопровождалось музыкой, будь то оркестр или пианино. И черно-белая лента 1927 года прямое тому подтверждение. Ее историк кино назвал «зримой симфонией». Партитуру к фильму написал Эдмунд Майзель (он же работал и над музыкой к «Броненосец «Потёмкин»» Сергея Эйзенштейна). Музыка создавалась одновременно с фильмом и оказала влияние на его структуру, считает Наум Клейман. Однако это не исключает возможности создания других вариантов звукового сопровождения ленты, а вместе с тем и трансформации восприятия культового фильма.
Вниманию гостей фестиваля Blick была предоставлена новая версия музыкального сопровождения творения Руттмана. Свое видение Берлина представили Сергей Летов и Владимир Нелинов, джазовые музыканты, импровизаторы и экспериментаторы в мире музыки. В современной интерпретации воплотилось очень многое: от почти космических вариаций до ностальгических зарисовок. Барабанная установка Нелинова порой выдавала ритм, напоминающий механизированные африканские мотивы: топот ног, голых ступней, по горячей земле танцующего племени, в самозабвенном танце решившегося достигнуть состояния транса. Летов не смог оставить слушателей без полюбившегося многим саксофона. Протяжные, цепляющие звуки духовых инструментов в руках джазового музыканта привносили толику тоски и одиночества, поражали пронзительностью на холодном фоне электронной музыки. В фильме Руттмана необыкновенно выразительно изображение техники: поезда, различные производственные механизмы. На открытие фестиваля музыканты звучание техники постарались передать как можно реалистичнее. Современная интерпретация словно вгрызалась в видеоряд Руттмана, приближалась вплотную к черно-белым кадрам, отбивая стук колес поездов, ритм шестеренок на производстве лампочек. Такой подход подчеркивает силу и мощь техники, высвечивает в повторяющихся движениях нечто дикое и колдовское, завораживающее.
Смотреть на Берлин 1927 года, зная о том, чему суждено вскоре случиться, и интересно, потому что город обладает неповторимым магнетизмом и влюбляет в себя, и все же тревожно. Камера следит за рабочими и прохожими на улицах, рассматривает женщин и их наряды, наблюдает за играющими детьми, чьи судьбы будут искалечены. Но в кадрах фильма пока все идет своим чередом, тишина на улицах ранним утром соседствует с напряженной работой, дневная суета преображается в свете электрических ламп. Руттман делает множество разнообразных зарисовок мирного города, и на них бродячие кошки и животные в зоопарке вызывают умиление, в витринах магазинов стоят манекены: маленькие детские фигурки, пугающие и хрупкие, и побольше, одетые в модную женскую одежду, с макияжем и в париках. Художник постоянно переходит от изображения живого к всматриванию в неодушевленное и обратно. Новая версия звукового сопровождения фильма получилась реалистичнее, техничнее варианта Майзеля, при этом она не лишена лирической составляющей и даже юмора. В обрамлении музыки Летова и такого разного барабанного ритма Нелинова Берлин, который Руттман пытался запечатлеть на пленке, похож на зверя, что интуитивно предчувствует опасность и все же живет полнокровной жизнью, чью волнующую пульсацию передали музыканты на открытии фестиваля.
Елена Громова
|
Рекомендуем |