Партнеры Живи добром

Генрик Сенкевич: «Счастье там, где человек его видит»

 

 

Польский писатель 19 века Генрик Сенкевич известен большинству читателей как автор исторического романа «Камо грядеши» (в переводе с церковно-славянского – «Куда идешь»), однако, он активно участвовал в жизни страны не только как писатель, но и как общественный деятель. 

Сенкевич организовал кассу взаимопомощи для научных сотрудников, открыл детское лечебное учреждение и костел, собирал средства для пострадавших в ходе Первой мировой войны. Исследователи творчества писателя считают, что его главная заслуга заключается в формировании представлений о собственной нации у поляков и понимания истории своей страны, за что его особенно любят в Польше. 

Семья будущего писателя относилась к сословию обедневшего польского дворянства. Предки со стороны отца происходили от литовских татар, которые только в 18 веке приняли католичество, а мать была из белорусской семьи. Генрик родился в 1846 году в деревне недалеко от Люблина, где и провел все свое детство. Ребяческое увлечение историческими романами предопределило его дальнейшие литературные интересы. 

В частности, немаловажным оказалось влияние дальнего родственника Сенкевича, историка Иоахима Лелевеля. В 12 лет мальчик переезжает в Варшаву для поступления в гимназию, а позднее и в Варшавский университет. Жизнь будущего писателя была сопряжена с трудностями – родители жили небогато и не могли снабжать его значительными суммами денег, поэтому, еще будучи гимназистом, Сенкевич начал работать – сначала как частный преподаватель, затем, учась в университете, занялся журналистикой. 

gsenkevich.jpg

Его дебют состоялся в журнале «Ежедневное обозрение» в 1869 году. Впрочем, еще в гимназии с ним произошла интересная история, продемонстрировавшая, насколько Генрику нравится работать с текстом. По воспоминаниям школьного приятеля, однажды Сенкевич на экзамене умудрился написать за час три сочинения на разные темы – два для одноклассников и одно, написанное на высший балл, для себя. 

Родители, видя интерес сына к литературе, тем не менее были настроены скептически. Мать Сенкевича видела сына врачом и считала, что «плодом… этих порывов фантазии и буйного воображения станут несколько листков, исписанных … каракулями». В конечном итоге, некоторое время он учился на медицинском факультете, но закончил историко-филологический. 

С этого момента его карьера начала понемногу развиваться – начав с позиции журналиста, он постепенно становится постоянным фельетонистом, заведующим литературным отделом, редактором. Он также работал репортером в Америке, рассказывая полякам об американском стиле жизни. По итогам своей поездки были напечатаны «Письма из путешествия». Этот опыт привел к тому, что Сенкевич, по словам современников, «заболел путешествиеманией» - объехал всю Европу и побывал в Египте и Занзибаре. 

В 1880 году выходит новелла «Татарская неволя», которая была встречена читателями с равнодушием. Критики писали, что данное произведение закрыло Сенкевичу дальнейшие литературные пути развития. Однако спустя три года он реабилитировал себя, написав трилогию, состоящую из произведений «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыёвский», описывающих борьбу поляков против интервентов и внутренних врагов в лице казаков Хмельницкого. 

1820_genrik_senkevich.gif

Эти книги сделали его классиком польской литературы. Публика с восторгом приняла романы, однако реакция Российской Империи была неоднозначной. Трилогия показала, насколько талантлив писатель в эпической прозе, благодаря грамотному построению сюжета и ярким характерам персонажей. Интересен метод работы Сенкевича над произведениями: он писал столько, сколько требовалось для ежедневной публикации в газете. 

Спустя год после появления последнего произведения трилогии, Сенкевич пишет психологический роман-драму «Без догмата». Эта работа представляет собой дневник мужчины-скептика, который не видит в жизни цели. Он пытается построить отношения с девушкой, но они трагически заканчиваются ее смертью. Автор стремился показать, что подобная жизнь – без ценностей, установок, веры не имеет смысла, и обществу нужны те самые догматы, однако читатели увидели в герое романа посланника будущей духовной революции. 

1905 год приносит Сенкевичу мировую славу в связи с присуждением ему Нобелевской премии за роман «Камо грядеши». Автор описал становление христианской традиции в языческом Риме при Нероне. Борьба цезаря против христиан сопоставляется с борьбой поляков за независимость. Рим отождествляется с культурой материализма, тогда как христианство показано как победа духовного начала. Роман представляет собой настоящую кладезь ярких цитат: «Война и любовь – вот две единственные вещи, ради которых стоит родиться и жить». 

1461428386-7ae80291fa578bceee6cc474c6ea3906.jpeg

Сенкевич был чрезвычайно трудолюбивым и умел организовать свое рабочее время. Когда он писал роман «Крестоносцы» о борьбе поляков с Тевтонскими рыцарями, ему приходилось вставать рано утром, работать до полудня, потом следовал короткий отдых и писатель снова садился за работу. Когда его спросили, что является причиной его усталости, он ответил: «Работа над простотой стиля». Не был он лишен и чувства юмора. 

Когда на улице к нему подошли две восторженные девушки, узнавшие писателя, он сообщил им, что он не Генрик Сенкевич, а его брат-близнец. Однажды Сенкевич принес домой огромный бокал для вина, и когда родственники спросили, зачем он ему нужен, ответил, что врач разрешил выпивать ему вино перед обедом, но не уточнил сколько именно. Он был трижды женат, а после смерти своей первой жены учредил фонд, который выплачивал деньги писателям и поэтам, больным туберкулезом. 

Генрик Сенкевич умер в 1916 году. Он был и остается одним из самых популярных польских писателей. «Камо грядеши» переведен на 40 языков, многие произведения поставлены на сценах театров или экранизированы. В деревне, где Сенкевич родился, находится курган его имени с памятником.  

 

Екатерина Постная



 

Рекомендуем

Реалист и мистик Алексей Толстой
Людмила Петрушевская: кабаре одного автора
Нью-Йоркская неделя моды: итоги
Кино. Премьера. "В поисках Дори"
«Джентльмены удачи» или шедевр русской кинематографии
Нелли Блай: «леди-сенсация» задает свои правила жизни
“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре
10 книг, которые стоит прочитать до 20 лет
Вопросы без ответов («Молчание» реж. Мартин Скорсезе)
Тени для век. Секреты морозного макияжа