Партнеры Живи добром

Генрик Сенкевич: «Счастье там, где человек его видит»

 

 

Польский писатель 19 века Генрик Сенкевич известен большинству читателей как автор исторического романа «Камо грядеши» (в переводе с церковно-славянского – «Куда идешь»), однако, он активно участвовал в жизни страны не только как писатель, но и как общественный деятель. 

Сенкевич организовал кассу взаимопомощи для научных сотрудников, открыл детское лечебное учреждение и костел, собирал средства для пострадавших в ходе Первой мировой войны. Исследователи творчества писателя считают, что его главная заслуга заключается в формировании представлений о собственной нации у поляков и понимания истории своей страны, за что его особенно любят в Польше. 

Семья будущего писателя относилась к сословию обедневшего польского дворянства. Предки со стороны отца происходили от литовских татар, которые только в 18 веке приняли католичество, а мать была из белорусской семьи. Генрик родился в 1846 году в деревне недалеко от Люблина, где и провел все свое детство. Ребяческое увлечение историческими романами предопределило его дальнейшие литературные интересы. 

В частности, немаловажным оказалось влияние дальнего родственника Сенкевича, историка Иоахима Лелевеля. В 12 лет мальчик переезжает в Варшаву для поступления в гимназию, а позднее и в Варшавский университет. Жизнь будущего писателя была сопряжена с трудностями – родители жили небогато и не могли снабжать его значительными суммами денег, поэтому, еще будучи гимназистом, Сенкевич начал работать – сначала как частный преподаватель, затем, учась в университете, занялся журналистикой. 

gsenkevich.jpg

Его дебют состоялся в журнале «Ежедневное обозрение» в 1869 году. Впрочем, еще в гимназии с ним произошла интересная история, продемонстрировавшая, насколько Генрику нравится работать с текстом. По воспоминаниям школьного приятеля, однажды Сенкевич на экзамене умудрился написать за час три сочинения на разные темы – два для одноклассников и одно, написанное на высший балл, для себя. 

Родители, видя интерес сына к литературе, тем не менее были настроены скептически. Мать Сенкевича видела сына врачом и считала, что «плодом… этих порывов фантазии и буйного воображения станут несколько листков, исписанных … каракулями». В конечном итоге, некоторое время он учился на медицинском факультете, но закончил историко-филологический. 

С этого момента его карьера начала понемногу развиваться – начав с позиции журналиста, он постепенно становится постоянным фельетонистом, заведующим литературным отделом, редактором. Он также работал репортером в Америке, рассказывая полякам об американском стиле жизни. По итогам своей поездки были напечатаны «Письма из путешествия». Этот опыт привел к тому, что Сенкевич, по словам современников, «заболел путешествиеманией» - объехал всю Европу и побывал в Египте и Занзибаре. 

В 1880 году выходит новелла «Татарская неволя», которая была встречена читателями с равнодушием. Критики писали, что данное произведение закрыло Сенкевичу дальнейшие литературные пути развития. Однако спустя три года он реабилитировал себя, написав трилогию, состоящую из произведений «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыёвский», описывающих борьбу поляков против интервентов и внутренних врагов в лице казаков Хмельницкого. 

1820_genrik_senkevich.gif

Эти книги сделали его классиком польской литературы. Публика с восторгом приняла романы, однако реакция Российской Империи была неоднозначной. Трилогия показала, насколько талантлив писатель в эпической прозе, благодаря грамотному построению сюжета и ярким характерам персонажей. Интересен метод работы Сенкевича над произведениями: он писал столько, сколько требовалось для ежедневной публикации в газете. 

Спустя год после появления последнего произведения трилогии, Сенкевич пишет психологический роман-драму «Без догмата». Эта работа представляет собой дневник мужчины-скептика, который не видит в жизни цели. Он пытается построить отношения с девушкой, но они трагически заканчиваются ее смертью. Автор стремился показать, что подобная жизнь – без ценностей, установок, веры не имеет смысла, и обществу нужны те самые догматы, однако читатели увидели в герое романа посланника будущей духовной революции. 

1905 год приносит Сенкевичу мировую славу в связи с присуждением ему Нобелевской премии за роман «Камо грядеши». Автор описал становление христианской традиции в языческом Риме при Нероне. Борьба цезаря против христиан сопоставляется с борьбой поляков за независимость. Рим отождествляется с культурой материализма, тогда как христианство показано как победа духовного начала. Роман представляет собой настоящую кладезь ярких цитат: «Война и любовь – вот две единственные вещи, ради которых стоит родиться и жить». 

1461428386-7ae80291fa578bceee6cc474c6ea3906.jpeg

Сенкевич был чрезвычайно трудолюбивым и умел организовать свое рабочее время. Когда он писал роман «Крестоносцы» о борьбе поляков с Тевтонскими рыцарями, ему приходилось вставать рано утром, работать до полудня, потом следовал короткий отдых и писатель снова садился за работу. Когда его спросили, что является причиной его усталости, он ответил: «Работа над простотой стиля». Не был он лишен и чувства юмора. 

Когда на улице к нему подошли две восторженные девушки, узнавшие писателя, он сообщил им, что он не Генрик Сенкевич, а его брат-близнец. Однажды Сенкевич принес домой огромный бокал для вина, и когда родственники спросили, зачем он ему нужен, ответил, что врач разрешил выпивать ему вино перед обедом, но не уточнил сколько именно. Он был трижды женат, а после смерти своей первой жены учредил фонд, который выплачивал деньги писателям и поэтам, больным туберкулезом. 

Генрик Сенкевич умер в 1916 году. Он был и остается одним из самых популярных польских писателей. «Камо грядеши» переведен на 40 языков, многие произведения поставлены на сценах театров или экранизированы. В деревне, где Сенкевич родился, находится курган его имени с памятником.  

 

Екатерина Постная



 

Рекомендуем

Айдар Гайнуллин о Ростроповиче, мировой музыке и своём первом международном фестивале!
Борис Владимиров - «Юмор в платочке»
Wild Wild West – Что мы знаем о гении аранжировки?
День 2. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Программа «Кижские метаморфозы» на острове Кижи
Александр Жигалкин: "Всю жизнь занимаюсь любимым делом!"
Перформанс как феномен современного искусства
Burberry. Не каждый осмелится быть таким «простым» художником
«Выпускники сбросили в канал 24 тумбы»
Ирина Асмус. Клоунесса со сладким именем