Партнеры Живи добром

Жизнь Агаты Кристи: точки касания


От наивной детской веры в сверхъестественное до создания сюжетов, запутанность которых кажется ничем иным, как колдовством, от детства в старом особняке до создания классического прототипа места действия классического детектива, от жизненных прообразов до создания культовых персонажей, от любительского театра до пьесы с самым большим числом постановок в Великобритании – этот путь совершила одна из самых известных женщин XX века - Агата Кристи. Но она не всегда была той известной писательницей, какой мы, возможно, привыкли ее представлять. 


Агата Кристи


В 1890 г. в английском городе Торки родилась Агата Миллер, третий ребенок в обеспеченной семье англичанки Клары Бэмер и американца Фредерика Миллера. Семья жила в поместье Эшфилд, где дети (Агата и ее старшие брат и сестра) семьи Миллер провели свое счастливое детство. C самых ранних лет Агата играла на разных музыкальных инструментах, а в пять самостоятельно научилась читать. Чтение было ее любимым времяпрепровождением, повлиявшим на становление ее как личности. В круг чтения юной Агаты входили такие книги, как «Искатели сокровищ» Эдит Несбит, «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, истории Льюиса Кэрролла.


Как позже вспоминает в своей автобиографии сама Агата Кристи, её детство было очень счастливым, однако здесь же она отмечает, что закончилось оно в 1901 г., когда от болезни сердца умер ее отец. Это событие поставило финансовое положение семьи в состояние нестабильности, а будущее детей стояло под вопросом. Примерно в это же время, в 1902 г., ее отправляют учиться в Париж, где она, сменив две школы, получает окончательное образование в пансионе Мисс Драйдон и в 1910 г., в возрасте 20 лет, возвращается в родной Торки.


На тот момент мать уже подталкивает ее на поиски супруга, что было вполне обосновано в силу нестабильного положения семьи и слабого здоровья Клары. В это же время Агата продолжает ради развлечения писать короткие рассказы, однако решает не заниматься всерьез литературой и театром, в котором она была увлечена любительскими постановками. 


Жизнь Агаты Кристи состояла из ключевых моментов, которые так или иначе повлияли на ее судьбу и творчество. После смерти отца подобным событием стала Первая мировая война, во время которой Кристи была сестрой милосердия в Госпитале Красного Креста в Торки. Однако до этого, в 1912 г., она встречает Арчибальда Кристи, летчика, с которым у нее завязываются близкие отношения, а в 1914 г. они решают обручиться. Однако настоящая семейная жизнь началась только в 1918 г., когда Арчибальд вернулся с войны, во время которой Агата не переставала писать и, что важно, именно в это время она останавливает свое внимание на жанре детектива. Она непрестанно захватывает новые впечатления и детали для своих сюжетов: так, известно, что некоторое время она работала в госпитале фармацевтом, что помогло ей мастерски описать отравление в своем первом романе «Таинственное происшествие в Стайлз». Этот роман, будучи написанным еще во время войны, был опубликован лишь в 1920 г., но компенсацией за ожидание стал успех книги у читателей, среди которых появилось множество поклонников. В отличие от творческих успехов, семейная жизнь Кристи вскоре пошла под откос – супруги пробыли в браке до 1926 г., когда Арчибальд Кристи заявил о своих чувствах к одной знакомой их семьи и попросил о разводе.  Для Агаты Кристи это стало настоящим психологическим потрясением, результатом которого стало ее таинственное исчезновение: как-то вечером после ссоры с Арчибальдом она скрылась в неизвестном направлении. Писательницу искали несколько дней, но нашли только пустую машину, в которой она уехала. Но, к счастью, вскоре писательницу нашли в отеле неподалеку, в котором она зарегистрировалась под чужим именем.


Агата Кристи


Так, в двадцатые годы закончился один этап в жизни Кристи - первое замужество - и начался другой: этап, в котором она становится уже известной всем писательницей Агатой Кристи.


Тридцатые годы стали новым импульсом для творчества Кристи: в это время она путешествует на восток, участвует в раскопках, во время которых знакомится с молодым археологом Максом Мэлоуэном. Они быстро сблизились и вскоре обручились. Тогда же из-под пера Кристи выходит множество новелл, а позже она берет за правило писать по две-три книги в год. Регулярная работа делает из нее настоящую профессиональную писательницу, чья популярность в то время превосходила многих других авторов. 


Однако уже в сороковые Кристи ощущает некое давление на нее со стороны критики, ведь, как она сама утверждала, ей нравилось писать, будучи независимой от того, что она - Агата Кристи. Но уже в это время ее имя значило многое.


После Второй мировой войны пьесы и новеллы Кристи стали появляться на театральных сценах, увеличилось число поклонников ее творчества, однако сама писательница уже ощущала себя утомленной, и это было неудивительно. Начиная с пятидесятых она живет обычной спокойной жизнью, какую вел, вероятно, любой современник, за исключением того, что Кристи была живой легендой, практически всемирной знаменитостью.


Агата Кристи


В своих детективах она обнаружила золотую середину детективного романа, разработала идеальную квинтэссенцию захватывающего триллера, ставшего настолько популярным, что и в наше время ее книги не сходят с полок книжных магазинов. Синтез жизни и творчества, часто встречающийся у многих писателей, у Кристи оказывается особенно значимым, ведь любой жизненный опыт ложился в основу того или иного произведения. Будь то пресловутые отели, существовавшие и для самой писательницы как пространства особенно важных событий, особая эстетика, связанная с этим кажется нам уже клише, но, тем не менее, эту классику образов изобрела именно она. Что и говорить о путешествиях и раскопках, нашедших свое отражение во многих новеллах 30-40х годов.


Агату Кристи можно назвать не просто человеком двадцатого века, но человеком, сделавшим этот век таким, каким он был, каким его знали современники и каким его знают люди XXI века.



Анастасия Сигачева




 

Рекомендуем

Неугасающий «Огонек»
Тарантино в Москве
Гала-концерт «Vivat Соткилава»
Борьба и бунт жизни Фриды Кало
Литературная игра Ника Перумова
Годзилла на страже порядка ("Годзилла 2: Король монстров" реж. Майкл Догерти)
Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)
Человек, не подчинившийся законам гравитации. Вацлав Нижинский. Ко дню рождения легенды русского балета
Андрей Баскаков. Фотографии 1970-х — 1990-х годов
Выставка «От руки» в Доме-музее Марины Цветаевой