Партнеры Живи добром

Человек-кино


Всеволод Илларионович Пудовкин — так звали одного из самых значимых режиссеров первой половины ХХ века. Будущий режиссер презирал кино, считая его суррогатом театра. Но спустя десятилетие он оказался одной из самых знаковых фигур своего времени, сделав огромный вклад в развитие немого кинематографа, а также став во многом новатором в отношении кино звукового.


Всеволод Пудовкин родился в городе Шукша Пензенской губернии 16 февраля (по иным данным — 16 ноября) 1893 года по старому стилю. Спустя четыре года маленький Всеволод переезжает с семьей в Москву. Отец мальчика был приказчиком и коммивояжером и хорошо зарабатывал. Это позволило родителям обеспечить сына хорошим образованием.


В Москве Всеволода отдают в 6-ую гимназию. Особую любовь ребенок проявляет к точным наукам — физике, химии, математике, астрономии, а также увлекается игрой на скрипке и живописью. Родители хотели, чтобы их сын в будущем связал свою жизнь с медициной, однако юный Пудовкин поступил на физико-математический факультет МГУ, на кафедру естественных наук.


Всеволод Пудовкин


Летом 1914 года началась Первая мировая война и молодой Всеволод, не успев окончить обучение в университете, добровольцем уходит на фронт. Он служил в артиллерийских войсках, был ранен в руку, и зимой 1915 года оказался в немецком плену. В лагере под современной Померанией Всеволод работал химиком. Однако в 1918 он смог бежать из плена. 


Оказавшись дома, молодой человек поступил на службу в военкомат, а чуть позже стал химиком на московском заводе «Фосген-1». 1920 год становится для Всеволода Илларионовича судьбоносным. 27 лет от роду, Пудовкин поступает в Первую госкиношколу (будущий ВГИК). Он попадает к Владимиру Гардину. Проявив себя инициативным и способным студентом, Пудовкин с первого же года обучения пробует свои силы не только в актерстве, но и в режиссуре, декорации и сценарном деле.  Его первой серьезной актерской и режиссерской работой стал фильм 1921 года «Серп и Молот». А его дебютной сценарной работой стал фильм по пьесе Луначарского «Слесарь и канцлер».


Спустя два года из-за разногласий с Гардиным Пудовкин переходит в класс Льва Кулешова. В его мастерской Всеволод пробует себя как художник-декоратор, создавая эскизы для «Необычайных приключений мистера Веста в стране большевиков» (где он так же сыграл главную роль, участвовал в создании сценария и самостоятельно ставил некоторые сцены). 


Кулешов стал для будущего режиссера учителем, хотя в будущем он часто отходил от методов работы своего мэтра.


После окончания школы Всеволод недолгое время работает карикатуристом в журнале «Безбожник» и пишет книги о сценарном искусстве и режиссуре. Весной же 1925 года он попадает на студию «Межраблом-Русь» (нынешняя киностудия им. Горького). В сотрудничестве с Николаем Шпиковским создает комедийную короткометражку «Шахматная горячка», повествующую о международной шахматном турнире 1925-ого года в Москве. Эта юмореска стала первой самостоятельной картиной молодого режиссера, показавшая его уникальность.


Следующим творением, над которым работал Пудовкин, стал научно-популярный фильм «Поведение человека» («Механика головного мозга»), рассказывающий об учениях физиолога И. Павлова об условных рефлексах. Во многих мировых институтах и университетах фильм был признан одной из самых удачных научно-популярных картин немого кино и стал использоваться как учебное пособие.


Всеволод Пудовкин


В 1926 году к Всеволоду Илларионовичу обращается руководство студии с просьбой снять одноименный фильм по роману М. Горького «Мать».Такое предложение стало неожиданностью для режиссера. Он признавался, что кинематографический сценарий должен непременно писаться отдельно», а никак не создаваться по мотивам уже существующих литературных произведений. Однако, его любовь к творчеству Льва Толстого и жгучее желание «связать себя с революцией» помогли ему переступить через свои предубеждения. 


Сценарий создавался совместно с Натаном Зархи. При его написании авторы столкнулись с большим количеством сложностей — достаточно трудно уместить в немой фильм такое глубокое и всеобъемлющее произведение Горького. Поэтому Пудовкин и Зархи решают взять только главную тему повести и её героев, сохранив при этом революционную атмосферу и добавив немного драматизма. 


Экранизация «Матери» является шедевром мирового и советского кинематографа. Именно здесь Всеволод Пудовкин проявил себя как зрелый мастер киноискусства. С помощью деталей и монтажа он эпизод за эпизодом рисует зрителю жизнь и образы людей такими, какие они есть — близкими и понятными современникам. Такой подход стал примером для создания неповторимых, индивидуализированных характеров. С этого начался социалистический реализм в кино 30х годов.


Наравне с «Матерью» нередко ставятся две следующие работы Всеволода Пудовкина —  «Конец Санкт-Петербурга» (фильм, повествующий о приходе народа в революцию, 1927 г.) и «Потомок Чингис-хана» (за границей фильм был назван «Буря над Азией, 1928 г.). В этих фильмах режиссер так же показывает историю борьбы целого народа через судьбы обычных людей, зарисовки быта и детали.


В следующие несколько лет Прудков начинает работать со звуком. Однако его первая же работа «Простой случай» (1932 г.) вызывает крайнее недовольство критиков. Фильм получился очень скучным, тягучим  неестественным. Как только режиссер обратился к истории маленького человека, он сразу потерпел фиаско. В связи с этим в 1933 году он снял фильм «Дезертир», рассказывающий о революционной борьбе в Германии.


Дальнейшее творчество Всеволода Пудовкина обращается к биографии. Он снимает один за другим «Минина и Пожарского» (1939 г.), «Суворова» (1941 г.), «Адмирала Нахимова» (1947 г.) и «Жуковского» (1951 г.). За каждый из этих фильмов режиссер получает Сталинскую премию.


Всеволод Пудовкин


Последним фильмом Всеволода Пудовкина стала экранизация романа Г. Николаевой «Жатва» (1953 г.), где рассказывается о жизни деревни в послевоенное время. Зритель видит такого привычного и любимого Пудовкина, с его чутким видением обыкновенного человека и его жизни.


Всю жизнь Пудовкин мастерски соединял режиссерскую и актерскую карьеры. Он играл во многих своих фильмах небольшие эпизодические, но достаточно важные роли. Так же он предстал пред зрителем в роли Феди Протасова в экранизации «Живого трупа» (1929 г.) Л. Толстого. Его последняя роль была в «Иване Грозном» (1945 г.). Выразительная внешность и характерная Пудовкину глубина способствовали созданию образу Юродивого.


Пудовкин был одним из самых значимых кинокритиков первой половины ХХ века. Его статьи, работы и книги переводились во многих странах. В его трудах (а их насчитывается более 200) разобраны главные проблемы и важные нюансы кинопроизводства: специфика кино, теория монтажа, натурализм и реализм в кино, работа с актером по системе Станиславского, проблема звука в кино, теория сценария и многие другие. Он был избран президентом киносекции ВОКС, осуществлявшей все международные связи советского кинематографа. Он был членом Советского комитета защиты мира. Совершал множество зарубежных поездок на международные конгрессы, знал три иностранных языка и при этом успевал вести свою творческую деятельность и преподавать во ВГИКе на режиссерском факультете. 


Всеволод Илларионович Пудовкин скончался в июне 1953 года под Ригой, в Доме творчества Дубулты. Сначала он серьезно заболел гриппом, но как температура спала, он отправился на теннисный корт. После нескольких партий у Пудовкина случился микроинфаркт, а еще через несколько дней он умер от инфаркта легкого и остановки сердца. Похоронен режиссер на Новодевичьем кладбище в Москве.



Ирина Гюне


 

Рекомендуем

Театр Звезда
Блеск природы и нищета человечества («Путешествие времени», реж. Терренс Малик)
Арми Хаммер: Прекрасный принц о неконтролируемом мужском эго
Пресс-конференция Фестиваля российской культуры FEELRUSSIA
Музы и кутюрье: высокая мода как результат сотрудничества
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 30-й сезон. Третий день
Кино. Классика. "Властелин колец: Братство кольца"
Кино. 10 лучших хорроров
Опасно возвращаться в места, где ты был счастлив в 19
«Не вечный для времен, я вечен для себя». Евгений Баратынский