Фильм Вима Вендерса «Соль земли», как попытка понять природу фотографии
11 июля в Центре фотографии им. Братьев Люмьер прошел специальный показ фильма Вима Вендерса «Соль земли», позволивший посетителям выставки увидеть картину выдающегося режиссера за несколько дней до премьеры. Совместное творение представителя «Немецкой новой волны» и Джулиано Рибейру Сальгаду парадоксально по многим причинам. Визуально картина рассказывает нам о портрете человека, который создает мир, реальность, конструируя ее при помощи фотографии. Возникает мнение, что фото это игра свети и тени. Перед нами проходят сотни фотографий великого мастера своего дела Себастьяно Сальгадо. Его произведения навсегда останутся символами эпохи, повествующими о бедах, несчастье и ненависти разрозненного мира. Интересно, что фотограф в фильме не рассуждает о природе этого медиума, так важной и интересной Виму Вендерсу. Лишь в нескольких кадрах мы слышим от него о «правилах» создания хорошего кадра, понимаем, что любой, казалось бы, случайный снимок, изначально возникает в его воображение, строится в голове. Для создания хорошего кадра мало успеть запечатлеть момент, важна природа, обстановка и пространство вокруг объекта съемки. Таким образом, получается, что для Сальгадо фотография - это монтаж реальности и кадра. Данная картина – попытка Вима Вендерса создать коллаж этих двух систем. В этом, не побоюсь оценочного суждения, шедевре немецкого режиссера соединяются три ракурса, три мнения, три точки зрения. В нем сосуществуют три реальности, созданные Вим Вендерсом, его сорежиссером и сыном фотографа Джулиано Рибейру Сальгаду и самим Себастяяном Сальгадо. Почему все именно так? Первая и важнейшая точка зрения на окружающий мир – взгляд Сальгадо. В России в широких кругах его знают не многие, хотя он и делал большие репортажи на территории нашей страны. Экономист по образованию, он ушел в социальное фото, осознав свое признание. Он фотографировал в самых горячих точках, видел бедность, раздор, смерть детей от голода и пуль. Наравне с несчастными людьми, проходил сотни километров их жизненного пути. По его словам самое ужасное осознавать, как заразительна ненависть, видеть, как для отца смерть ребенка становится обыденным делом. С грустью и болью он кричит о том, что соль земли – человек, но он и является самым страшным животным. Увиденные им страдания, выматывают Сальгадо. Он размышляет примерно над тем, что описывала Сьюзен Сонтаг в книге «Смотрим на чужие страдания», можно ли что-то изменить с помощью фотографии как медиума? Затрудняясь с ответом, для себя он находит возможность существования в профессии в уходе от социального репортажа. Себастьян начинает фотографировать девственную природу, не тронутую человеком. Не менее важны и два других ракурса обзора. Какова роль сына Сантьяго, Джулиано в этой картине?. Во-первых, это попытка разговора с отцом, способ узнать его как фотографа и профессионала своего дела, способ стать ближе. Во-вторых, есть некая схожесть Джулиано и Вима Вендерса. Фильм, по своей задумке, очень неспешный, состоит в основном из статичных фотокадров, сопровожденных комментариями Сантьяго. А видеокадры, которых немного, но их смысловая нагрузка от этого не теряет своей ценности, сделаны именно Джулиано. Они очень напоминают нам технику Вендерса, которую мы видели во многих его фильмах: длинные планы, панорамы с движущейся камерой. Значение фотографии в жизни немецкого режиссера не менее важно, нежели кинематограф, она для него - вторая жизнь. Даже в Москве в 2012 году проходила выставка, посвященная его фотоработам. Если фотографии Сантьяго наполнены действием, жизнью, людьми, то снимки Вендерса – пустыри, места, покинутые людьми. Он много размышляет о природе этого медиума, считая, что фото – столкновение со смертью. В фильме «Золь земли» он снова и снова возвращается к этой идее. Переосмысливая работы Себастьяно, в процессе съемок картины его точка зрения несколько меняется. Он понимает, что фотография – есть попытка установить жизнь, что это и есть свидетельство жизни как таковое. Фильм - портрет, где Вендерс уступает свое место «гения» другому человеку, раскрывает личность фотографа, посредством его работ. Гнетущее чувство несправедливости, осознание жестокости бытия в начале картины, сменяется к финалу попыткой уловить начало жизни (кадры последних работ Сальгадо «Африка» и «Генезис»), понять, что природа есть акт творения. Появляется светлая надежда на мирное сосуществование человека и окружающего мира. Быть может, «фотография есть возможность обратить внимание Бога на себя»?
Михайлик Елена
|
Рекомендуем |